Учение бруно о вселенной. О бесконечности, вселенной и мирах О бесконечности вселенной и мирах читать

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: 1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; 2) Вселенная не имеет центра и бесконечна; 3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); 4) звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; 5) число миров во Вселенной бесконечно; 6) все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; 7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Вопреки расхожим мнениям, Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной. До него такие идеи принадлежали Античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Джордано Бруно опираясь на их работы и на свои собственные изыскания впервые СОЗДАЕТ СИСТЕМУ, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового КОСМИЗМА, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов.
Идея бесконечности Вселенной у Д.Бруно не является оторванной от других его философских изысканий. Развивая идеи Аристотеля, неоплатоников и средневековых авторов, он создает модель мироздания, в основе которого лежит ЕДИНОЕ, в которое входит как материальное начало, так и формальное – духовное начало. Подобный монодуализм позволяет Бруно прийти к выводу об одушевленности мироздания в целом и в частностях – согласно его взглядам, миры одушевлены также, как и одушевлена Вселенная в целом. И именно такая ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ является бесконечной, наполненной бесконечным числом живых миров, населенных обитателями. Но идеи Бруно не только сугубо онтологичны, а несут на себе определенную этическую нагрузку, излагая которою, он создает произведения, как обличающие пороки его времени, так и дающие весьма прогрессивную для того времени мораль.

Пантеистическая философия природы: Бог во всем, он тождествен природе. Проблема бесконечности мира, его динамическое единство и вечность. Основа – единое, материя - неразвернутая причинность сущего. В едином - внутренняя способность материи быть формой всех форм. «Душа мира» удерживает мир в единстве и разнообразии, господствует над материей, всеобщий разум, формирует материю изнутри. Материя не может существовать без формы, форма - внутренняя сторона материи. Материя - причина, возможность. Противоречивое единство: единое бесконечно, многосторонность и множественность единого. Космос состоит из дискретных частиц - атомов. Движение тождественно материи, природа - это мировая душа. Движение - внутренний принцип природы, Но целое неподвижно, нет внешнего источника движения. Цель разума - проникновение в глубину явлений. Закон природы - её божественность. Познание бесконечно, т.к. бесконечен его предмет. Познание: восприятие -> представление -> обработка разумом.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Пантеи́зм - учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющееВселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Джордано Бруно , живя в Лондоне, написал книгу: О бесконечности вселенной и мирах / De l"infinito, universe е mondi.

Вот характерный отрывок:

«… не требуется существования других миров для существования и совершенства этого мира, но для того чтобы Вселенная сохранила своё существование и совершенствовалась, необходимо бесконечное множество миров. Следовательно, из совершенства одного из миров не следует, чтобы другие миры были менее совершенны; ибо этот мир, подобно другим мирам, и другие миры, подобно этому миру, состоят каждый из своих частей и каждый вместе со своими членами составляет единое целое».

Джордано Бруно, О бесконечности, Вселенной и мирах, цитируется по изданию: Дж. Бруно, Философские диалоги, М., «Алетейа»; «Новый Акрополь», 2000 г., с. 274.

«В 1584 году Джордано Бруно написал «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде этот бывший доминиканский монах, этот снявший с себя постриг уроженец Неаполя заявляет, что Вселенная не конечна, а бесконечна, что Земля не является её центром, что она вращается вокруг Солнца, которое является всего лишь звездой среди многих ей подобных.

Джордано Бруно упоминает даже о возможности существования внеземной жизни и наличия различных измерений во Вселенной. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной.

Джордано Бруно объездил всю Европу. Он обладал необыкновенной памятью. Он говорил, что способен рассказать наизусть 26 000 статей канонического и гражданского права, 6000 отрывков из Библии и 1000 стихотворений Овидия . Благодаря этому дару, он был принят, как пророк, при больших дворах Европы и с огромным удовольствием дискутировал там о математике, астрономии, философии.

Он ратовал за религию любви ко всем людям без исключения. Он очаровывал своим ораторским талантом и знаниями. Он поддерживал такие идеи Коперника , которые сам Коперник не решался защищать.

Джордано Бруно отметал все устоявшиеся догмы, и религиозные, и светские, «святое невежество», «святую глупость», клеймил «дипломированных дураков» и «печальных педантов». Для Церкви такое оказалось несколько чересчур, и в 1592 году Джордано Бруно арестовали. Его подвергали пыткам двадцать два раза, и ни разу он не отрёкся.

В конце концов, его сожгли живым на площади в Риме, ему заткнули рот из страха, что даже на костре он будет говорить о бесконечной Вселенной.

Завещание, которое он написал в тюрьме, было разорвано непрочтённым, чтобы никто не подпал под влияние его еретических идей. Тридцать три года спустя, во время похожего процесса, организованного теми же судьями, Галилей предпочёл отступить. И, странное дело, первому в награду выпало забвение, а второму - слава».

Б. Вербер, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, М., «Гелеос»; «Рипол классик», 2007 г., с. 272-273

Диалог первый Собеседники: Эльпин, Филотей, Фракасторий, Буркий

Буркий. Начните скорей рассуждать, Филотей, потому что мне доставит развлечение выслушать эти бас­ни или эти фантазии.

Фракасторий. Будь скромней, Буркий; что ты скажешь, если истина в конце победит тебя?

Буркий. Я не желаю верить, чтобы это оказалось истиной; ибо невозможно, чтобы моя голова поняла эту бесконечность, а мой желудок переварил ее [...]

Эльпин. Конечно, Филотей, если мы хотим сде­лать чувство судьею или уступить ему то, что ему подоба­ет, а именно, что всякое познание берет начало от него, то мы найдем, что нелегко найти средство доказать то, что ты говоришь, а скорее наоборот. Но, пожалуйста, при­ступите к объяснению.

Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконеч­ное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредстдом чувств, подо­бен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность; и кто отрицал бы эти вещи потому, что они не­чувственны или невидимы, тот должен был бы отрицать собственную субстанцию и бытие. Поэтому должно быть известное правило относительно того, чего можно требо­вать от свидетельства чувств; мы их допускаем только, в чувственных вещах и то не без подозрения, если только они не входят в суждение, соединенное с разумом. Ин­теллекту подобает судить и отдавать отчет об отсутствую­щих вещах и отдаленных от нас как по времени, так и по пространству. А относительно их мы имеем достаточно убедительные свидетельства чувства, которое неспособно противоречить разуму и, кроме того, очевидно сознается в своей слабости и неспособности судить о них ввиду ог­раниченности своего горизонта, в образовании которого чувство признает себя непостоянным. И вот, поскольку мы знаем по опыту, что оно нас обманывает относитель­но поверхности этого шара, на котором мы находимся, то тем более мы должны относиться к нему с подозрением, когда вопрос идет о пределе этого звездного свода.

Эльпин. К чему же нам служат чувства? Скажите.

Филотей. Только для того, чтобы возбуждать ра­зум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свидетель­ствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина происходит от чувства толь­ко в малой степени, как от слабого начала, но она не зак­лючается в них.

Эльпин. А в чем же?

Филотей. Истина заключается в чувственном объек-; те, как в зеркале, в разуме - посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте - посредством принципов и зак­лючений, в духе - в собственной и живой форме.

Эльпин. Изложите нам ваши основания.

Филотей. Я это сделаю. Если бы мир был ко­нечным, а вне мира не было ничего, то я спрашиваю: где же мир? где вселенная? Аристотель отвечает: мир в себе са­мом. Выпуклость первого неба есть место вселенной; а оно, как первое объемлющее не заключается в другом объемлющем, ибо место есть не что иное, как поверхность и край объемлющего тела; вот почему то, что не заклю­чается в объемлющем его теле, не имеет места. Но что ты хочешь сказать, Аристотель, говоря об этом "месте в са­мом себе"? Что подразумеваешь под "вещью вне мира"? Если ты скажешь, что там нет ничего, тогда небо, мир, конечно, не находятся ни в в какой части.

Филотей. Вы говорите очень хорошо, но не ка­саясь самой сути моих рассуждений; ибо я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет беско­нечное пространство не вследствие достоинства своих из­мерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индиви­дуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. По­этому необходимо, чтобы существовало бесконечное подо­бие недоступного Божественного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковые суть другие миры. Поэтому ввиду бесчис­ленных степеней совершенства, в которых разворачивает­ся в телесном виде божественное бестелесное превосход­ство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из ко­торых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство: Подобно тому, следовательно, как хорошо то, что мoжet существовать и существует этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому.

8. Галилео Галилей Отречение (1633 год)

Я, Галилео Галилей, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, семидесяти лет от роду, лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вашими высокопре­восходительствами, достопочтенными кардиналами, гене­ральными инквизиторами против еретического зла во все­ленской христианской республике, имея перед очами Свя­тое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда верил и ныне верю и, при помощи Божьей, впредь буду верить во все, что считает истинным, проповедует и чему учит святая католическая и апостоль­ская Церковь.

Но так как этим святым судилищем мне давно уже было объявлено формальное повеление совершенно дезертировать от ложного мнения, что Солнце - центр мира и непод­вижно, Земля же - не центр мира и движется, его не придерживаться, защищать или преподавать каким бы то ни было образом, ни устно, ни письменно, и сделано указание, что вышеназванное учение противоречит Святому Писанию, я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя заключительного оп­ровержения, вследствие чего признан сим святым судили­щем сильно подозрительным в ереси, что придерживаюсь и верю, будто Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр мира и движется.

А посему, желая изгнать из мыслей ваших высокопре­восходительств, равно как и из ума всякого католического христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, - от чистого сердца и с непритвор­ной верой отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистны­ми вышеуказанные заблуждения и вообще всякие против­ные вышеназванной святой Церкви заблуждения и сектант­ские мнения.

Клянусь впредь никогда не говорить и не утверждать ни устно, ни письменно о чем бы то ни было, что может со­здать против меня подобного рода подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ереси, то обязуюсь донести об этом сему св. судилищу или же инквизитору, или ординарию того места, где на­хожусь. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все покаяния, которые наложило или наложит на меня сие св. судилище. В случае, если я нарушу, да хранит меня Бог, какие-либо из названных мной обеща­ний, протестов и клятв, пусть подвергнусь всем наказани­ям и казням, которые установлены и объявлены св. кано­нами и другими общими и частными кодексами против провинившихся таким образом. В этом да поможет мне Господь и это его Святое Евангелие, которого касаюсь соб­ственными руками.

Я, вышеуказанный Галилео Галилей, отрекся, покаялся и обязался, как указано выше, и в подтверждение соб­ственноручно подписываю подлинник моего отречения, который я во всеуслышание прочел от слова до слова.

Я, Галилео Галилей отрекся, как выше указано, собствен­ной рукой.


Мануил Хрисолор (около 1350-1415) - происходил из знатной константинопольской семьи, породненной с Палеологами, выполнял дипломатические поручения византийского императора. С его лекций в 1397 г. в Италии началось систематическое изучение древнегречес­кой словесности и культуры западными гуманистами.

Луиджи Марсильи (первые десятилетия XIV в. - 1394 г.) - августинский монах, богослов, один из зачинателей гуманистического движения во Флоренции. В своей келье в монастыре Санто Спири-то устраивал занятия по античной литературе и философии.

Леонардо Бруни Аретино (1374-1444) - один из виднейших гу­манистов первой половины XV в., переводчик сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена, автор этико-политических трактатов, "Истории флорентийского народа", жизнеописа­ний Аристотеля, Цицерона, Данте, Петрарки; в течение многих лет занимал пост канцлера Флорентийской республики.

Амброджо Траверсари (1386-1439) - гуманист, богослов, с 1431 г. Генерал* камальдуленского ордена; выполнял церковные и диплома­тические поручения папы; автор оригинальных трудов и переводов с греческого. Карло Марсуппини (1398-1453) - флорентийский гума­нист, был учителем в семье Медичи, преподавал в Университете; пос­ле смерти Бруни стал канцлером Флорентийской республики.

Козимо Медичи (1389-1464) - глава крупнейшей банкирско-купеческой семьи, с 1434 г. фактический правитель Флоренции, покро­витель многих гуманистов и людей искусства.

Сан Марко - доминиканский монастырь во Флоренции.

Тертуллиан (160-222) - раннецерковный писатель, один из соз­дателей христианской латинской литературы.

Аммиан Марцеллин (около 325 - около 398) - его "Деяния" - это история Римской империи с 96 по 378 г.; первые 13 книг (из 31) сочинения до нас не дошли.

Филиппо-Мария Висконти, миланский герцог с 1412 по 1447 г.

Оддоне Колонна - папа римский Мартин V с 1417 по 1431 г.

Речь идет о "Естественной истории" Плиния Старшего (около 23-79 гг.)

Подеста - наместник-правитель, приглашаемый на год обычно из чужеземцев; выполнял функции военачальника, судьи, главы город­ской администрации.

Филиппе Брунеллески (1377-1446) - флорентийский архитектор и инженер, по его проекту сооружен знаменитый купол собора Сайта Мария дель Фьоре.

Лоренцо Медичи, младший брат Козимо (1449-1492).

Халцедон - минерал, разновидность кварца, употребляется в ювелирных изделиях.

Поликлет - греческий скульптор и архитектор, расцвет его твор­чества приходится на 452-412 гг. до н.э.

Габриеле Кондульмер - папа римский Евгений IV с 1431 по 1447 г.

Пьетро Барбо - папа римский Павел II с 1464 по 1471 г.

Асклепий, 6.

Пико имеет в виду прежде всего Марсилио Фичино.

Платон. Тимей. 41 и след.

См.: Lucillius. Satyrarum Lib. VI (22).

В древнегреческой мифологии Протей - вещее морское божество, обладавшее даром преображения.

Имеется в виду иудейское апокрифическое сочинение "Книга Еноха".

Калипсо - нимфа острова Огигия, на котором Одиссей провел семь лет.

Пс. 81, 6; Ин. 10, 34.

Фердинанде II (1458-1494), неаполитанский король, внебрачный сын Альфонсо I (1416-1458).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 68.

Владислав - наследник чешского короля Альберта II. Ко време­ни написания трактата (1450 г.) ему было 11 лет.

Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.1.

Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.2.

Там же. И. 3.3.

Псевдо-Плутарх. О воспитании детей. 7.

Ювенал. Сат. 7, 210-211 (пер. Д. Недовича и Ф. Петровско­го).

Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4.

Квинтилиан. Наставление оратору. 1.10.2.

Вергилий. Энеида. 9, 603-606 (пер. С. Ошерова).

Псевдо-Плутарх. Указ. Соч. 8.

Аристотель. Политика.

В гл. XV Макиавелли перечисляет "истинные свойства государей": щедрость/скаредность, расточительность/алчность, жестокость/состра­дательность, честность/вероломство, изнеженность и малодушие/твер­дость духа и смелость, снисходительность/надменность, распутство/це­ломудрие, лукавство/прямодушие, упрямство/покладистость, легко­мыслие/степенность, набожность/нечестивость.

Молодо царство у нас, велика опасность; лишь это / Бдительно так рубежи охранять меня заставляет (Вергилий. Энеида. Кн. I. / 563-564 (пер. С. А. Ошерова).

Под именем Филотея Бруно изображает самого себя.

Продолжателем дела Коперника был Джордано Бруно (1548-1600).

Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника:

  • - Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • - Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • - Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • - Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • - Число миров во Вселенной бесконечно;
  • - Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • - Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Отправляясь от открытия Коперника, Бруно идет дальше: на месте гелиоцентризма он ставит учение о бесконечной, лишенной центра вселенной и бесконечных мирах.

В семнадцать лет он стал послушником монастыря доминиканцев. Монахи владели прекрасной библиотекой, в которой он провел буквально всю свою молодость. Даже враги Ноланца признавали его человеком высочайших знаний, и все эти знания он приобрел в юности.

Бруно, развивая идеи Коперника, разбил купола небесных сфер с закрепленными на них навечно звездами и первым из людей не устрашился беспредельности космоса. Вообще говоря, идею о бесконечности миров тоже первым высказал не Бруно. Еще 1277 году парижский епископ Этьен Темпье, исполняя волю папы Иоанна XXI, предал анафеме догмат о существовании только одного мира. Он доказывал, что астрономические открытия лишь подтверждают вездесущность и беспредельность божественных сил. И сама идея о множественности миров не преследовалась церковью до конца XVI века. Бруно вызвал ненависть церковников не тем, что он утверждал, что миров много - да будет славен господь в неутомимых трудах своих! Его казнили за идею подобия этих миров земному миру, за покушение на исключительность человеческого существа, за низведение Земли в разряд рядового, ничем не замечательного небесного тела.

Он поднимал руку на догматы, лежавшие в основе религии. Его наука угрожала самому ее существованию, а раз так, наука эта подлежала немедленному уничтожению.

При всей пестроте биографии Джордано Бруно каждый эпизод его жизни определяется двумя непременными составляющими: пропаганда собственных философских и научных взглядов - гонения и преследования, вызванные этой пропагандой. Так было, когда в 28 лет он бежал из Рима. Так было в Женеве, где он попал в лапы кальвинистов и угодил в тюрьму. Так было в Тулузе, где науськанные ревнителями веры студенты чуть не избили его. В Париже он был в чести, давал уроки королю, казалось, притерпелся, одумался, а он пишет комедию, и снова невиданный скандал, и снова надо в дорогу, благо его имущество не требовало долгих сборов.

Он только собирается в Англию, а сэр Кэбхем, английский посол в Париже, уже доносит в Лондон: «Джордано Бруно, итальянский профессор философии, намерен отправиться в Англию. Взглядов его я не могу одобрить...» А потом новый скандал в Оксфорде и диспут с учеными мужами в доме шталмейстера королевы Елизаветы. Он снова возвращается во Францию и снова с непоколебимым упорством, забыв о всех печальных уроках своей жизни, добивается нового диспута, и снова кричат ему, что он суетный бахвал, оболгавший Аристотеля, и снова разъяренная толпа беснуется вокруг него. Уезжает в Германию - и все то же. Спираль гонений все быстрее вращает его. Наконец он стал учителем знатного венецианца Джованни Мочениго, который донес на Джорадно Бруно из чистой подлости: считал, что тот знает бесовские секреты достижения славы и богатства, но скрывает их от него. В 1592 году Джордано Бруно был арестован и сидел в тюрьме 8 лет. Наконец лицемерные церковники приговорили его к смертной казни «без пролития крови» - то есть путем сожжения на костре. Когда в ему зачитали смертный приговор, он сказал: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!». Джордано Бруно сожгли на площади Цветов в Риме 17 февраля 1600 года. Последнее, что видела толпа, прежде чем заволокло его дымом, как дернул головой Джордано и отвернулся, когда протянули на длинном шесте распятие к его губам. Он органически не мог кривить душой, предательство своих убеждений было для него страшнее смерти, и, когда он был поставлен перед дилеммой: отречение или смерть, он после тяжких раздумий выбрал все-таки смерть. Выбрал не из гордости, не из фанатичного упрямства, а лишь из убеждений, что покаяние перечеркнет все труды его жизни, что отречение - это тоже гибель, но гибель уже бессмысленная. Ведь он сам писал, что «смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках». И оказался прав: на площади Цветов люди поставили памятник, на котором написано: «Джордано Бруно от века, который он предвидел».

Космологическая концепция Джордано Филиппе Бруно (1550–1600) о вселенной является еще одним симптомом той интеллектуальной революции, которая произошла в Европе в конце XVI столетия. Вселенная Бруно не имеет ничего общего с античным пониманием космоса. Понятие бесконечной вселенной несовместимо с положениями аристотелевской космологии, ибо для Аристотеля конечное совершеннее беспредельного. Космос Джордано Бруно бесконечен, поскольку он полагает, что бесконечное совершеннее конечного.

Бруно отверг тезис Аристотеля, согласно которому ничто не выходит за пределы мира. Он находит утверждение о том, что вне сферы неподвижных звезд не существует ничего, и что небо существует в «себе самом», просто нелепым, поскольку всегда можно задать вопрос: «что находится по ту сторону неба?» Существование абсолютной пустоты гораздо более трудно вообразить, чем помыслить вселенную бесконечной и безмерной.

«Я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо божественное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны».

Утверждение Бруно о том, что вселенная бесконечна, позволило пересмотреть аристотелевское учение об «абсолютных местах» (абсолютного верха или низа) и ввести новое для физики понятие - понятие относительности пространства и движения.

Казнь Джордано Бруно (обвиненного в нарушении монашеских обетов) на площади Кампо деи Фиори в Риме 17 февраля 1600 года явилась своего рода символическим событием, знаменующим рождение нового типа культуры, в котором научная рациональность займет привилегированное положение, постепенно вытесняя альтернативные формы фиксации человеческих знаний и опыта.

Краткая хронография достижений науки эпохи Возрождения

Установление факта, что действие равно противодействию и противоположно ему; изучение механизма трения и его влияния на условия равновесия, определение коэффициентов трения и установление закона трения, открытие существования сопротивления среды и подъемной силы; исследование законов зрения, описание камеры-обскуры, графическое построение хода лучей в линзах (Леонардо да Винчи).

Николай Кузанский излагает метафизическую концепцию, согласно которой в потенциально бесконечной Вселенной не существует неподвижного центра.

Дж. Фракасторо применил линзы для увеличения видимых размеров предметов.

Издан труд Николая Коперника «О вращении небесных сфер» , содержащий изложение гелиоцентрической системы мира.

Вышел в свет трактат Ф. Мавролика «Просвещающее о свете» (опубликован в 1611). В нем рассмотрены прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, явление радуги, анатомия глаза, механизм зрения.

Опубликован трактат Дж Порты «Естественная магия» , содержащий ряд новых наблюдений, в частности получение прямых изображений при помощи вогнутых зеркал, применение камеры-обскуры для выполнения и проектирования рисунков и для объяснения теории зрения.

Открытие Г. Галилеем изохронности колебаний маятника.

Опубликован диалог Дж. Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах», где высказана идея о бесконечности Вселенной, о существовании в ней, кроме солнечной, других планетных систем, о возможности открытия новых планет в нашей солнечной системе, о вращении Солнца и звезд вокруг оси.