Соборная мечеть история. Московская историческая мечеть: история возведения, интересные факты

На проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Сукарно, и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

В 2011 году стало окончательно ясно, что Соборная мечеть (Проспект мира) пришла в негодность: часть здания, возведенного в 1904 году обвалилась из-за многочисленных трещин. Однако в сентябре 2015 реконструированный и перестроенный храм вновь открыл свои двери.

Традиционно во время крупных мусульманских праздников толпы верующих можно наблюдать на Кольцевой ветке метро и вблизи станции «Проспект мира». Даже те, кто не знает точно, где находится главная московская мечеть, может легко это определить по этим признакам.

Дело в том, что в российской столице существует лишь 4 храма для мусульман, и рядом со спорткомплексом «Олимпийский» находится самый большой из них. С 2011 по 2015 год мечеть была недоступна из-за капитальной реконструкции и расширения старого здания, ставшего более чем за век использования аварийным.

По оценкам экспертов, строительство обошлось примерно в 200 тысяч долларов США. Основным источником финансирования считается дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, ставший главным спонсором и удостоившийся именной таблички на стене здания. Также свой вклад внесли правительство Турции и еще один российский миллионер Михаил Гуцериев. И эти деньги были потрачены с умом: здание состоит из 6 уровней, его общая площадь увеличилась примерно в 20 раз, для мужчин и женщин есть отдельные входы, также оборудованы пандусы и лифты для маломобильных слоев населения. Кроме того, планируется, что здесь будут проводить экскурсии, для одиночных туристов также двери храма всегда открыты.

Открытие перестроенного здания состоялось 23.09.2015. На церемонии помимо представителей духовенства присутствовали Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы некоторых российских республик.

В своем дизайне Московская соборная мечеть (Проспект мира) соединила мусульманские традиции и некоторые черты русской архитектуры. Например, минареты напоминают по форме башни Кремля.

Факты

Московская соборная мечеть (Проспект мира) в советское время была единственным действующим мусульманским храмом в Москве.

Перед Олимпиадой 1980 года было решено снести здание, однако на его защиту встали послы арабских стран и российские религиозные деятели.

Она является самой большой в Европе и одной из двух самых высоких в РФ (наряду со строящейся в Уфе). Вместимость составляет около 10 тысяч людей.

Значительную часть вещей для внутреннего убранства пожертвовало правительство Турции. В частности, из-за границы были доставлены парадные двери, люстры, а также коврики для молитв.

С октября 2015 года мечеть (Проспект мира) — место хранения волоса пророка Мухаммада, привлекающего в храм тысячи верующих.

Расположение

Новое здание стоит там же, где находилась старая мечеть на Проспекте мира. Адрес: Выползов переулок, дом 7. По этому же адресу располагается и Совет муфтиев России.

Это значит, что осуществленный снос незаконен.

Здание снесли ради строительства новой мечети большей вместимости. Вопрос о сносе мечети расколол мусульманскую общину России. Снос мечети и новое строительство лоббирует председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. 6 сентября председатель другой мусульманской организации — Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России — верховный муфтий Талгат Таджуддин направил мэру столицы Сергею Собянину открытое письмо с просьбой предотвратить снос Соборной мечети в Москве. В ответ 7 сентября Равиль Гайнутдин заявил о том, что разрушение Московской соборной мечети исключено. «Еще раз хочу заверить всю мусульманскую общественность, что Московская Соборная мечеть 1904 года постройки не будет уничтожена, а будет реконструирована», - заявил он в интервью газете «Ислам минбаре» («Трибуна ислама»). Однако заявление Гайнутдина разошлось с реальностью.
"Сам по себе этот случай вопиющий, потому что эту мечеть не решились трогать даже при Брежневе, в конце 1970-х годов был план ее сноса, но от него тогда отказались под давлением общественности. Эту мечеть не тронули при Лужкове, и только при Сергее Собянине это стало возможным. В Москве с 1978 года не сносилось ни одно храмовое здание. Впервые за 33 года Москва продолжила эту позорную летопись", - сказал координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов".


Фото 1980-х гг.
Соборная мечеть была построена в 1904 году по проекту архитектора Николая Константиновича Жукова и являлась одним из двух образцов дореволюционной исламской храмовой архитектуры в Москве.

Вторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894-1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая II) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье.


Фото 1997 г. из архива Мосгорнаследия.

Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ХХ в., прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД - Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица - мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов - стали совладельцами зданий на участке.

02.12.1902 г. С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912-13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48; см. Татарские детские образовательные заведения в Москве). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35 000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз.
В описи владения за 1906 г. значится "каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть". К 1913 г. во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.
Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929-30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930-36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» (см. К. Тарджемани), по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936-37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на тер. центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936-53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией (см.Мусульманская община Москвы в годы советской власти). После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953-54) и Исмаилу Муштари (1954-56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию (Подробнее здесь).


Фото 1958 г. С.Преображенского из архива Мосгорнаследия.
Праздник Рамазан.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно (1956), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр (1956), президент Египта Гамаль Абдель Насер (1958), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.


Фото 1956 г. Колесникова из архива Мосгорнаследия.
Посещение мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадром.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В Моссовете и горкоме партии в 1975 году обсуждался снос мечети, как "портящей впечатление о спортивном празднике и создании у гостей невыгодный образ столицы как образцового коммунистического города". Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии, Сирии, Иордании, Сайдовской Аравии, других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.


Фото 1978 г. Вид от улицы Дурова на начало Выползова переулка. Перед строящимся Олимпийским спорткомплексом видна Соборная мечеть.

30 июня 2008 года Москомнаследие приняло решение о наделении мечети охранным статусом выявленного объекта культурного наследия. Однако уже 21 января 2009 года при противоречивых обстоятельствах мечеть исключили из перечня охраняемых памятников. Решающим стал голос тогдашнего председателя Москомнаследия Валерия Шевчука.
В 2011 году её не стало.

2010 г.

Соборная мечеть Модерн

1909-1913 - Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.

Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур". Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).

Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы. Специально подготовленные Ахуном Баязитовым рекомендации для конкурса (доклад Баязитова в Обществе архитекторов назывался "О постройке мечети в Петербурге") были учтены при разработке его программы: наличие в мечети двух ярусов хоров, строгость внутреннего убранства, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, А.И. фон Гогена, архитекторов Ф.И. Лидваля, А.И. Дмитриева и секретаря комиссии С.В. Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них был из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытии конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича; вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Арабески" (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: "2596, 75", "Самарканд", "Джами" (авторы не установлены) и "Тимур" Я.Г.Гевирца.

Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).

Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г. в керамической мастерской "Гельдвейн-Ваулин", расположенной в Кикерино под Гатчиной (ныне - керамический завод "Горн") на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы исключить произвольность в создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, выдающийся художник-керамист П.К. Ваулин командировал в Туркестан художника П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских был воссоздан способ изготовления средневековой резной майолики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, воспроизведению колорита и духа восточного искусства, расширению опыта в художественной обработке материала.

К доработке проекта Н. В. Васильев привлек своих коллег, А. И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

Проект мечети и заявка о выдаче разрешения на производство работы были представлены А.И. фон Гогеном в Городскую управу 14 декабря 1908 г. З апреля 1909 г. С. С. Кричинскому было выдано свидетельство на ведение подготовительных работ: разборку деревянных строений, установку забора. Но одновременно, в апреле 1909 г., проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов С-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого; эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.

Как отмечала, освещая визит духовенства и членов мусульманской фракции Государственной Думы к председателю Совета Министров, газета "Речь", находя основательными замечания Академии, П.Г. Столыпин не считал, однако, возможным "взять обратно уже данное разрешение" . 8 июля 1909 г. градоначальник К.И. Драчевский уведомил Комитет по строительству о завершении рассмотрения проекта во всех инстанциях, констатируя, что "рассмотрев проект, а равно и отзыв Императорской Академии художеств нашел, что в художественном отношении к постройке мечети по представленному проекту препятствий не встречается.
В техническом же отношении со стороны Технико-строительного комитета также не встречается препятствий, но с тем, чтобы до приступа к работам, размеры всех конструктивных частей были проверены надлежащими расчетами.
Что же касается проектов фасадов мечети, то таковые по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел 27 июня сего года удостоились Высочайшего Его Императорского Величества утверждения" .

В течение июля - ноября 1909 г. были выполнены работы "нулевого" цикла: отрыт и забутован котлован, подведены свайные основания под столбы центрального зала и под минареты, выполнены ленточные фундаменты. Общая стоимость работ - 28.734 руб. 64 коп. В это же время (до 1 января 1910 г.) Н. В. Васильеву, А. И. фон Гогену и С. С. Кричинскому за разработку проекта и составление рабочих чертежей Комитетом было выплачено по 2.500 руб

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола). Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются.

К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит.

Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

В 1911 г. было освоено 95.000 руб. (71.000 - поставщикам, 24.000 -подрядчикам). Из наиболее значимых работ отметим монтаж железобетонного купола, начало облицовки гранитом фасадов под руководством Г.-Ф.Канна, были закончены надписи на арабском языке изречений из Корана для украшения фасада - их изготовили в "Первой специальной восточной, артистической и художественной электропечатне" И.Бороганского. Выполненные в масштабе, они передавались затем резчикам Канна для перенесения их на гранитные и мраморные плиты. С 30 октября по договору с А.О. Шульцем началось изготовление "металлических рам для окон и световых проемов по 72 руб. за 1 аршин", все рамы - летние и зимние - изготовлялись по чертежам и рисункам архитекторов, из высококачественного металла, с решетчатыми переплетами. В ноябре 1911 г. Комитетом по строительству заключен контракт с О. Гельдвейном на выполнение майоликовых работ по Мечети.

В 1912 г. был выполнен большой объем работ по облицовке гранитнымии плитами фасадов Мечети (выплачено Г.-Ф.Канну 73.255 руб.), вторая артель Канна вела монтаж майоликовой облицовки купола и порталов (за доставленные из Кикерино майоликовые изделия было заплачено 17.000 руб.). Одновременно с продолжением работ по гидроизоляции подвалов велся монтаж центрального водяного отопления и вентиляции по проекту, разработанному инженерами фирмы "Држевецкий и Езиоранский" (с 1913 г. - фирма "С.Ю.Корсак (бывш. Држевецкий и Езиоранский)". Для перекачивания конденсационной воды в кочегарке, устроенной в подвале Дома для омовений, поставили паровые котлы Корнваллийской системы, с насосом системы "Вортингтон". Нагревательные приборы - крупноформатные чугунные гладкие радиаторы, устанавливались в специальные ниши, закрываемые щитовыми экранами. Во избежание осадка конденсата на стенах Мечети, радиаторы установили под окнами главного купола, в нижней части малого купола, под окнами минаретов на площадках для муэдзина. Объем принудительной вентилляции составлял 1 куб.саж. на одного человека, всего - 3.000 куб.саж. Приточная камера была расчитана на нагревание этого количества воздуха до + 18С при наружной температуре -10С. Основная масса воздуха направлялась в гланый зал Мечети. Одновременно фирмой "Чантриль" велся монтаж электрического освещения Мечети.

9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, "....чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения". С началом Первой мировой войны ход отделочных работ, естественно, замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были мобилизованы; с этого времени прекращается публикация цифровых отчетов, единственным источником по этому периоду стали приходно-расходные ведомости из коллекции документов Музея истории религии.

Из них следует, что в 1915 г. фирме "Гельдвейн-Ваулин" было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру (3.100 руб.), фирме "Гельдвейн-Ваулин" - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства "Гельдвейн-Ваулин": с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена; сохранившиеся авторские проекты позволяют, в принципе, воссоздать ее в процессе реставрации интерьер Мечети: бирюзовые изразцы в отделке конхи над михрабом, фриз из стилизованных цветов на барабане купола, антаблементы колонн и пилоны центрального зала должны быть украшены разнообразными плетенками, волновым орнаментом, концентрическими кругами.

В конце 1917 г. завод "Сан-Галли" изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились.
Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.

(По мотивам размещенной статьи Рината Птерского)

(статья Витязевой из История Петербурга № 1(5) 2002)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7801089000)

  • Мусульманская община Москвы насчитывает около двух миллионов человек .
  • В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов.
  • В XV-XVI веках в Замоскворечье образовалось первое поселение татар и представителей других восточных народов – Татарская слобода (Б. Татарская ул.).
  • В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий» и ислам был признан законной религией татар и башкир.
  • Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира. Это одна из крупнейших мечетей в Европе, вмещает 10 000 человек.
  • включена в состав большого комплекса парка Победы.

Мусульманская община является одной из самых многочисленных в Москве и насчитывает около двух миллионов человек. В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов. Главным мусульманским объектом столицы является Соборная мечеть на Проспекте Мира. Историческим мусульманским районом считается бывшая Татарская слобода в Замоскворечье. Сейчас здесь находятся Историческая мечеть и Татарский культурный центр, а происхождение названий многих улиц имеет татарские и восточные корни.

У истоков московской мусульманской общины

История московской мусульманской общины уходит корнями во времена Золотой Орды, которая в 1312 г. признала ислам государственной религией. Долгие годы Московское княжество существовало под гнетом ханства, и это не могло не отразиться на русской культуре.

Еще раз мечеть перестраивали в 1914 г. В итоге она превратилась в каменное здание из двух этажей. При мечети были открыты сиротский дом и медресе. В 30-е годы XX в. во время борьбы советской власти с религиями начались репрессии и против мусульманского духовенства. В 1936 г. был арестован мулла А. Шамсутдинов, и мечеть на Большой Татарской была закрыта. Долгие десятилетия в ней располагался военкомат.

Вновь открылась Историческая мечеть в 1993 г. Рядом с мечетью установлен памятник выдающемуся татарскому поэту Мусе Джалилю.

Дом Асадуллаева

В начале XX ве ка в Москве поселились известные предприниматели-мусульмане, в том числе нефтепромышленник Шамси Асадуллаев родом из Баку. В 1913 г. он подарил свой особняк в Замоскворечье московской мусульманской общине (Татарский пер, д. 8). В этом здании разместился центр духовной жизни мусульманской общины Москвы. В 30-е годы он был закрыт и возродился вновь в 1990-е годы. Сейчас в нем располагается Татарский культурный центр.

Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира (Выползов пер., д.7). Изначально м ечеть на этом месте была построена на средства татарского купца Салиха Ерзина в 1904 г. по проекту архитектора Н. Жукова, а участок земли под застройку был приобретен на средства С. Бакирова и Х. Акбулатова. Первые богослужения прошли в Соборной мечети в 1904 г. Это единственная мечеть Москвы (и европейской России), которая не закрывалась во все годы существования советской власти. Среди ее имамов можно назвать Б. Алимова, А. Фаттахетдинова, Р. Гайнутдина, И. Аляутдинова и др. .
В январе 1994 г. в Москве был проведен меджлис мусульман центральных районов России. По его решению на базе Соборной мечети создали исламский центр Москвы и Московской области. Он включает медресе «Исмаилия», высший исламский колледж, курсы по изучению Корана. Также было создано Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона и избран муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Соборная мечеть с лужит резиденцией Совета муфтиев России.

Сейчас Соборная мечеть — одна из крупнейших мечетей в Европе. После грандиозной перестройки, закончившейся в 2015 гг. она вмещает около 10 000 человек. Высота ее минаретов — более 70 метров. Историческое здание, правда, в ходе работ пришлось практически полностью перестроить. 23 сентября 2015 г. на открытии обновленной Соборной мечети присутствовали президенты России и Турции, делегации Саудовской Аравии, Палестины, Азербайджана и других стран. Службы в Соборной мечети привлекают гораздо больше верующих, чем она может вместить. Во время крупных праздников мусульмане совершают намаз на открытом воздухе возле мечети.

Мемориальная мечеть

Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Минская ул., д. 2Б, 1995–97 гг.) включена в состав большого комплекса на Поклонной горе, посвященного победе над фашистами в Великой Отечественной войне. Помимо мемориальной мечети, в него входят музей Великой Отечественной войны, мемориальная синагога, православный храм св. Георгия и многочисленные скульптурные композиции.

Строительство этой мечети – дань уважения мусульманам – участникам войны. Средства на ее возведение выделил московский меценат Фаиз Гильманов. Мечеть построена по проекту архитектора Ильяса Тажиева в смешанном кавказско-татарском стиле, имеет один минарет высотой 60 м. и относится к типу Джума-мечетей.

Даниловское мусульманское кладбище

На 2-ом Рощин ском проезде (д.10) расположено , сохраняющее статус главного мусульманского кладбища столицы. Как и соседнее христианское, оно было основано в конце XVII в. До 1956 г. мусульман, проживающих в Москве, с соблюдением религиозных обрядов было разрешено хоронить только здесь. Позднее стали выделяться специальные участки и на других погостах. Здесь похоронены многие мусульмане, оставившие заметный след в истории России и жизни Москвы, — имам-хатыб мечети на Большой Татарской Х. Агеев, меценат С. Ерзин, купцы Вергазовы, Ширинские, Девишевы, олимпийский чемпион Ш. Сафин, танцовщик М. Эсамбаев, писатель М. Максуд.