Пособие для логопедов Архиповой Е.Ф. Постановка звуков при дислалии

Учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни.

Во введении представлен отечественный и зарубежный опыт реализации программы «Абилитация младенцев».

В первой главе подробно анализируются нормативы психомоторного и речевого развития детей первых трех лет жизни.

Во второй главе описывается авторская методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и детским церебральным параличом (ДЦП) на первом году жизни. Определяются уровни доречевого развития детей первого года жизни и детей группы риска. Эти данные помогают определить структуру дефекта детей с ПЭП – перинатальной энцефалопатией. Далее обосновывается авторская методика коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни.

В третьей главе описываются приемы обследования детей в возрасте от одного года до трех лет с использованием балльных критериев оценок. Особое внимание уделяется тяжелому контингенту детей с ДЦП – детским церебральным параличом.

В книге представлена схема психолого-логопедического обследования детей с ПЭП и ДЦП в возрасте двух-трех лет, включающая 27 параметров, и описан механизм определения количественной и качественной оценки недоразвития функций. Далее предлагается методика логопедической работы в зависимости от структуры дефекта по этапам. Существенное место в учебном пособии уделяется коррекционно-педагогической работе с детьми с ПЭП и ДЦП. Приводятся образцы конспектов занятий.

В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, так как преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сенситивный период в формировании психомоторных функций.

Вместе с тем доказано, что нарушение нейрофизиологических функций искажает, но не останавливает процессы развития. Формирование психики ребенка протекает при этом в аномальных условиях, однако благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям оказывается возможной как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Своевременная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи или педагогического сопровождения позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте.

Учебное пособие адресовано дефектологам, логопедам, психологам, студентам дефектологических факультетов, родителям, имеющим детей с ПЭП, ДЦП или детей группы риска.

Единственное в практике высшей школы учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни.
Подробно представлен анализ детского психомоторного и речевого развития. Предлагается методика диагностики доречевого развития детей с перинататьной энцефалопатией и детским церебральным параличом, а также скрипинговая методика обследования детей первого, второго и третьего года
жизни.
В пособии дана авторская методика логопедической работы с учетом структуры дефекта. Представлены образцы логопедических занятии с детьми.
Автор учебного пособия - Елена Филипповна Архипова - профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова.
Книга адресована логопедам, педагогам, студентам дефектологических факультетов педвузов.

Зрительный анализатор.

Зрительный анализатор является центральным аппаратом в познавательной деятельности, на что указано в работах А. Пейпера, В.Г. Ананьева, М.М. Кольцовой и др.
По данным A.M. Фонарева, у новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здоровою ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание, притормаживание общих движений, а также движение головы, которая следуете некоторым опозданием за движением глаз. Это возникает у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца у детей вызывается длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу.
В первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование, прослеживание, бинокулярное зрение. Как указывает М.Ю. Кистиковская, оптические раздражители в этот период
могут затормозить возникшее у ребенка эмоционально-отрицательное состояние или сосательные движения.
А.В. Зонова, проводившая исследования но выработке условных рефлексов на различные цвета, установила, что дети первых месяцев жизни различают цвета.
У детей 2-3 месяцев жизни длительность фиксации взглядом значительно увеличивается. К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, которые имеют большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития. Как показывают работы Н.М. Аксариной, раннее образование зрительных дифференцировок доказывает не только способность детей раннего возраста различать цвета, величину предметов, пространственные соотношения и другие сенсорные качества предметов, но и необходимость своевременного их развития.

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальные проблемы ранней диагностики
и коррекции отклонений в развитии.
ГЛАВА I Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе.
ГЛАВА II Коррекционно-логопедическая работа с детьми органическим поражением центральной нервной системы от рождения до одного года.
ГЛАВА III Коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедическая работа с детьми раннего возраста, учебное пособие, Архипова Е.Ф., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Архипова Е.Ф., 2006
  • Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, Архипова Е.Ф., 2008
  • Основы логопатологии детского возраста, клинические и психологические аспекты, Волкова Г.А., 2006

Следующие учебники и книги.