Откровение 20. Большая христианская библиотека

Заключение дракона в бездну (1–3); тысячелетнее царство сидящих на престоле (4–6). Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным (7–10). Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений (11–16).

Откр.20:1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Видения двадцатой главы нужно рассматривать не в связи с предыдущею главою, но в связи с общим содержанием Апокалипсиса как откровения истории Церкви до начала вечного царства. В двадцатой главе откровение возвращается снова к началу истории Христианской Церкви на земле. Мы снова встречаемся с диаволом, снова видим его в его отношении к Христианской Церкви, хотя и в отношении, рассматриваемом с другой стороны, – со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага.

Некоторые толкователи под Ангелом, сходящим с неба, видят Самого Иисуса Христа, но большинство считает его за обыкновенного Ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких атрибутов славы и величия. Этому Ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну.

Откр.20:2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

Откр.20:3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Дракон – это тот самый древний змей, диавол и сатана, о котором была уже речь (в Откр.12:3-4, 7-9, 13-17). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (Откр.9:1, 11:7) это есть особенное, свойственное злым духам cостояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям. Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие Ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее.

Но как долго продолжится эта связанность сатаны? По отношению к отдельным людям диавол связан лишь тогда, когда они пользуются именем Христовым, но он свободен по отношению к христианам, колеблющимся и слабым в вере. На точное и определенное время диавол связан лишь по отношению к «народам земли» как общий обольститель, как виновник общего идолопоклонства и богопротивления, как миродержатель тьмы века сего. Как таковой он связан Богом на тысячу лет. Только по прошествии этого Богом определенного и предназначенного времени диавол снова будет освобожден и снова явится не только как развратитель отдельных личностей, но и как общий обольститель мира. Он тогда явится как Ангел бездны (Откр.9:11), как зверь из бездны (Откр.11:7). Как понимать это тысячелетие? Одни толкователи годы этого тысячелетия считают за определённое Богом число лет, которое должно пройти от времени второго пришествия Господа до времени всеобщего воскресения и всеобщего суда. Но такое толкование противоречит учению Православной Церкви, основывающемуся на свящ. Писании, что второе пришествие Господа будет одновременно с общим воскресением и непосредственно будет предшествовать страшному суду, не оставляя никакого промежутка.

Иначе решают этот вопрос другие толкователи, чуждые предвзятых мыслей. – Теперь, со времени смерти Христа Спасителя и с распространением христианства, диавол связан в своей деятельности общего развратителя народов и руководителя земными идолопоклонническими царствами, каковых было шесть до времени Иоанна. Седьмое царство хотя также не свободно от воздействия диавола, но сравнительно в очень слабой степени, на что намекает нарочитое замечание апокалиптического текста, что седьмому царю не долго быть (Откр.17:10). Но восьмое царство будет полным торжеством диавола. Тогда, освобождённый волею Божиею, он снова явится как мировой властитель и в лице антихриста проявит в высшей степени свою вредоносную деятельность. Но эта свобода ему будет дана только на малое время (Откр.20:3), и царство его представителя антихриста в антихристианское время будет непродолжительно. В тесной связи с описанным явлением связания сатаны стоит последующее видение тысячелетнего царствования со Христом Его святых и мучеников.

Откр.20:4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Иоанн видит престолы и сидящих на них. Сидящие на престолах суда суть первее всего апостолы, как первые проповедники христианской истины, Бож. слова. После апостолов в числе сидящих на престолах нужно видеть их ближайших сотрудников и других христиан, прославившихся на ниве христианской проповеди. Впрочем, ни личности сидящих, ни их числа точно определить нельзя. Апостолы первее всего и по преимуществу своею проповедью способствовали связанию сатаны в его безбожной деятельности. Суду (суждению, рассуждению) сидящих на престолах подлежит самое дело распространения христианской проповеди: они созерцают ее успехи; и, видя, принимают участие в подавлении зла и в торжестве христианства и добродетели. Пользуются прославлением, далее, и души обезглавленных. Это означает то, что победа Иисуса Христа должна служить утешением и для обезглавленных, которые в нем нуждаются по преимуществу. Души всех обезглавленных, а равно и всех тех, которым пришлось и придется в будущем потерпеть от диавола, от его слуг и, особенно, от зверя-антихриста и его лжепророка (не поклонившиеся зверю), – все они не потеряют своей награды: они будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Последнее выражение иногда принимается толкователями за основание учения хилиастов о тысячелетнем царстве Иисуса Христа с праведными людьми; но совершенно неправильно. Если хилиастическое учение и было основано на Свящ. Писании, то не на новозаветном, а на ветхозаветном. Возникновение этого учения относится к первому времени христианства. Еще еретик Керинф ожидал, что Христос, когда устроит Свое тысячелетнее Царство, восстановит во всей красе Иерусалим, и счастье участников в этом царстве будет состоять во всевозможных удовольствиях. Но хилиастических воззрений как частного мнения придерживались и некоторые христианские отцы и учители. Так, Палий, по словам Евсевия Кесар., говорил о том, что по воскресении мертвых наступит Царство Христово на этой самой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Об этом же учил и св. Иустин-философ. Более подробно о вопросе тысячелетнего царства рассуждает св. Ириней. Но и он, и другие не ищут доказательства своего мнения в Апокалипсисе и не ссылаются на наше место (Откр.20:4-5), а ищут их в пророчествах Ветхого Завета и ссылаются на Ис 26:19; Иер 23:7-8; Иез 37:12-14 и др. По мнению некоторых новейших толкователей тысячелетнее царство также будет состоять главным образом в предварительном прославлении святых христиан, которое будет предшествовать общему воскресению. Учение о тысячелетнем царстве и как учение еретиков, и как мнение отцов находится в противоречии с другими местами Свящ. Писания. Так мы находим ясные указания на то, что, во-первых, будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф 13:37-50; Ин.5:28), во-вторых, будет только ещё одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственного суда над всеми людьми без исключения (Мф 25:31-33) и в-третьих, что есть только два царства, настоящее царство благодати (1 Кор 15:23-26) и будущее вечное царство славы (Лк 1:33); среднего между этими царствами ни по времени, ни по содержанию не существует. Поэтому хилиазм , учение о тысячелетнем царстве, осудил и второй вселенский собор.

Кроме этого, и самый текст 4 ст., взятый сам по себе, не говорит ничего о земном тысячелетнем царстве. Мы читаем здесь: обезглавленные жили – собственно были живыми на глазах тайнозрителя. На земле они умерли, здесь же, на небе, в видении Иоанн видит их живыми. Именно, в утешение всем гонимым за веру Христову говорится, что их смерть ограничивается только землею и телом, души же их живут, и притом живут на небе пред престолом Божьим. Они вместе с Иисусом Христом будут царствовать, т. е. могут являться руководителями и помощниками подвизающихся на земле христиан и в этом находить для себя новый источник радости и блаженства. Это их блаженное царствование будет продолжаться тысячу лет. Тысяча лет – это та тысяча, на время которой был связан сатана в своей деятельности (Откр.20:3). Поэтому блаженное царствование кончится тогда, когда после кратковременного господства на земле антихриста наступит день второго пришествия Господа, день общего воскресения. После этого настанет новое вечное царство, когда блаженство праведников усугубится тем, что в нем примут участие и их прославленные тела. Что же касается того, почему употреблено число тысяча, то в ответ на это нужно указать на другие места Свящ. Писания, где это же число употреблено для обозначения многочисленности и полноты (Втор 5:10; Иер 32:18; Пс 89:5; 2 Пет 3:8).

Откр.20:5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение.

Прочие из умерших – это, очевидно, те, которые не входят в состав поименованных в Откр.20:4; их не коснется первое воскресение, которым Иоанн называет свое видение живых душ. Причем это воскресение – не воссоединение умерших людей с их телами, но воскресение как бы первое, особенное. Под первым воскресением нужно разуметь то состояние душ умерших, которое созерцал тайнозритель. Оно может быть рассматриваемо как переход (восстание) благочестивых от земной жизни к жизни на небе, от унижения и страданий к славе пред престолом Божиим. Это воскресение называется первым, ибо оно предваряет и предуказывает на воскресение общее, за которым последует блаженная жизнь праведников и в телах. Такая участь принадлежит не всем; многие (прочие из умерших) христиане и нехристиане не удостоятся прославления после своей земной жизни и, разлучившись с телом, будут пребывать вдали от Бож. престола своею душою. Поэтому-то Иоанн и не видит их живыми (ожившими) пред Бож. престолом и вблизи сидящих на престолах.

Иоанн участников первого воскресения называет не только блаженными, но и святыми, т. е. совершенными. Совершенство, будучи условием блаженства христиан после их земной смерти, после разлучения души и тела, послужит для них вместе с тем и основанием освобождения от второй смерти. Вторая смерть, как это видно из Откр.2:11, 20, есть вечные мучения, которые наступают для каждого человека после его осуждения на страшном суде. Телесная смерть есть отделение души от тела, и ее не избегает ни один человек. Но есть еще смерть духовная, она состоит в лишении человека Бож. благодати, оживляющей его душу. Праведники же, благодаря своей святости и чистоте, находятся и после своей телесной смерти в самом тесном общении с Богом. Они становятся священниками Бога и Христа (ср. Откр.1:6), т. е. лицами весьма близкими к Богу, делаются некоторыми посредниками между Ним и земными людьми. И как теперь они царствуют со Христом тысячу лет, т. е. до всеобщего воскресения, так будут царствовать и после этого воскресения, вечно, так как ничто не может лишить их благодати и чрез это подвергнуть второй вечной смерти, вечным мучениям.

Откр.20:6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Откр.20:7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Отдел XX гл. с 7–10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которые сатана (диавол) был заключен в бездну, он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постоянного стремления препятствовать людям воспринимать Бож. благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно рассматривать (ср. Откр.9:1-11, 11:7) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большего успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т. е. открыто проявляет себя обольстителем земных народов (ср. Откр.9:11, 13:1).

В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании, и в Свящ. Писании Ветхого Завета. Магог – это имя одного из сыновей Иафета (Быт 10:2) и страны (Иез 39:6), царем которой был Гог (Иез 38:15-16). Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города. Стан святых – это Церковь Христова, общество истинно верующих христиан последнего времени в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них как бы в своем возлюбленном городе.

Откр.20:8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

Откр.20:9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

Христиане должны будут составить как бы военный лагерь и в этом смысле всегда воевать и быть готовыми на брань с диаволом; но, по выражению Апокалипсиса, огонь ниспадет с неба и уничтожит все боговраждебное воинство. Этот огонь будет, несомненно, послан от Бога как очевидное доказательство и выражение Бож. помощи для святых и Бож. гнева по отношению к грешникам (ср. Быт 19:24). Это падение огня с неба указывает на тот же эсхатологический момент, о котором говорит Откр.19(ср. 2 Сол.2:8) и который утверждает истину, что все люди пред страшным судом должны претерпеть изменение своего тела – мучительное для нечестивых, как бы предначатие вечных мучений. Для диавола, прельщавшего народы, вечные мучения наступят ранее общего суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен (Откр.19:21). Для диавола, как осужденного издревле, от века была назначена огненная геенна (Мф 25:41).

Откр.20:10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Откр.20:11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром (Откр.20:11-15), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. Мф 28:3; Дан.7:9). Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну (Ин.5:22). Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии.

Откр.20:12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо «умершими»: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда (1 Кор 15:52-53). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых. Всеобщий суд – а здесь речь несомненно идет о нем – будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными (Мф 25:31; 2 Кор 5:10). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякого различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, – книгу жизни. Эта книга есть предвидение Божье, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

Откр.20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Дополняя прежнее и объясняя, откровение говорит далее и о том, кто были и откуда пришли те мертвые, которые предстали пред престолом Судии. Они суть те, которых отдали море, смерть и ад. Море – место смерти многих людей; смерть – гибель людей на земле безвестным образом; ад – не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира – все погребенные, зарытые в землю. Значит, все умершие, без всякого исключения, где бы и как бы они ни умерли, независимо от того, во что было обращено их смертное тело, все они воскреснут и в своих обновленных телах предстанут на суд.

Откр.20:14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

Смерть и ад употреблены здесь как олицетворения (Ср. 1 Кор 15:26). Смерть – прекращение земной жизни тленного человеческого тела, ад – состояние душ людей, ожидающих времени страшного суда. Но когда суд уже совершился, тогда и смерть уже неуместна, излишня. Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное суждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений.

Откр.20:15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

«Кто не был записан в книгу жизни», т. е. все, которые, по предведению Божию, оказались достойными осуждения, которые не признаны достойными вечного блаженства в Христовом Царстве, все они были брошены в озеро огненное.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

20:1-10 Ангел, сошедший с неба, сковал сатану на тысячу лет. Замученные за веру свидетели (ст. 4) оживают и царствуют со Христом. После тысячи лет сатана вновь освобожден; он собирает народы на брань, в итоге он будет низвержен окончательно (ст. 10). См. Введение: Трудности истолкования.

20:2 сковал его. У сатаны отнята его сила воздействовать на народы. Премилленниалисты и некоторые постмилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования) связывают это событие с наступлением периода мира и благоденствия, совершенно отличного от той атмосферы, которая существует в настоящее время (1 Пет. 5,8; 1 Фес. 2,18). Амилленниалисты считают, что сатана уже был скован через смерть Христа и Его воскресение (12,9; Мф. 12,29; Ин. 12,31; Кол. 2,15). Его власть обольщать людей была тем самым ограничена; в результате проповедь Евангелия, начатая трудами апостолов, распространилась среди всех народов. Возможно, ограничение власти сатаны тесно связано с временным поражением зверя (17,8).

на тысячу лет. См. ком. к 20,1-10.

20:3 не прельщал уже народы. См. 20,8.10; 13,14; 16,14; 19,20.

20:4 души. См. 6,9.10. Как самая прекрасная группа верных свидетелей Христа выделены мученики. Но перечисленных привилегий не лишены и прочие святые.

не поклонились зверю. См. ком. к 13,1-10.

царствовали. См. 2,26.27; 3,21.

20:5-6 Это - первое воскресение. Если здесь имеется в виду телесное воскресение, то оно совпадает по времени со Вторым пришествием Христа (1 Кор. 15,51-57; 1 Фес. 4,13-18), и тогда правы премилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования). С другой стороны, сказанное о второй смерти в 20,6.14 и в 21,8 указывает на различие между первой и второй смертью. Первая смерть - смерть телесная и потому не окончательная. Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе. Подобно этому, первое и второе воскресение, соответственно, могут быть предварительным и окончательным. Первое воскресение духовное, второе относится к телу. Тогда следует понимать, что первое воскресение совпадает либо с новым духовным рождением (Ин. 5,24.25), либо с единением со Христом в момент телесной смерти (6,9.10; 2 Кор. 5,8; Флп. 1,23). Учитывая прослеживаемый в Откровении мотив о восстановлении справедливости по отношению к мученикам (20,4), второе мнение представляется более предпочтительным.

20:6 будут священниками Бога и Христа. См. ком. к 1,6.

20:7 Гога и Магога. Эти имена взяты из гл. 38; 39 книги Иезекииля и означают последних врагов Бога.

собирать их на брань. См. 16,14.

20:11-15 Бог, Совершенный и Могущественный, вершит суд над сотворенным миром. Это видение имеет общие черты с Дан. 7,9.10; Мф. 25,31-46; Пс. 7,7-9; 46,9.10 и с другими ветхозаветными описаниями суда.

Этот суд следует за тысячелетием, о котором сказано в 20,2.7. Премилленниалисты считают, что Второе пришествие предваряет тысячелетнее царство и потому должно иметь свой суд. Верующие получат награду при Втором пришествии Христа; этот же, более поздний, суд предназначен для грешников и тех, кто в течение этого тысячелетия жил в непреображенном теле. С другой стороны, амилленниалисты и постмилленниалисты обычно считают это место одним из упоминаний о всеобщем Последнем суде при Втором пришествии Христа (см. Введение: Трудности истолкования).

ГЛАВА 20
1. Затем я увидел ангела, сходящего с небес, у которого был ключ от Бездны и огромная цепь в руке.
2. Он схватил дракона, этого древнего змея. Дьявола и Сатана (Противника) и сковал его цепью на тысячу лет,
Ангел схватил дракона, этого древнего змея (см. ком. к 12:9-10), и сковал цепью, серьёзно ограничив его силу на определённый срок, после чего дракон «должен быть освобождён на некоторое время» (ст. 3, 7), чтобы вновь обманывать народы (ст. 3,8) и Израиль (ст. 9) перед окончательным поражением и вечным наказанием (ст. 9-10). Идею о том, что бесовские существа будут связаны и наказаны вечным огнём, можно обнаружить также в еврейских апокрифах (Товит 8:3) и псевдоэпиграфах (1 Еноха 10:4-17, 18:12-19:2, 21:1-6, 54:4-6; Завет Левия 18:12; Книга Юбилеев 48:15-16), а также в христианских апокрифах (Деяния Пилата 22:2). См. также 2 Keф. 2:4 и ком., где цитируется 1 Еноха 10:4-6. 

3. низверг его в Бездну, запер и наложил печать над ним, чтобы он больше не мог обманывать народы, пока не окончится тысяча лет. После этого он должен быть освобождён на некоторое время.
4. 3атем я увидел троны, и сидящие на них получили власть судить. И я увидел души обезглавленных за свидетельство о Йешуа и за провозглашение Божьего Слова, а также тех, кто не поклонился зверю или его образу и не принял знак на лоб и на руку. Они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет.
Затем я увидел троны, и сидящие на них получили власть судить. - Они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет. Сравните пророчество Даниила:
"Видел я, наконец, что поставлены были престолы... тьмы тем... судьи сели... И наступило время, чтобы царством овладели святые." (Даниил 7:9-10.22)

Согласно Дж.Э. Лэдду,
"Это [Откровение 20:4-6] единственный отрывок во всей Библии, который говорит о временном тысячелетнем царстве, и есть также ещё один отрывок в Новом Завете, который, возможно, предвидит временное правление Христа в промежутке между парусия [приходом] и телос [достижением окончательной цели]. Это 1 Кор. 15:23-24." («Откровение», с. 267)

В других местах Йешуа обещает, что верующие будут править вместе с ним (2:26-28, 3:21, 5:9-10; Мат. 19:28; 1 Кор. 6:2).

А также тех, кто не поклонился зверю... Греческое кай может означать не только «а также», но и «другими словами», и в таком случае есть только одна группа людей, которая будет править с Мессией, а не две. 

5. (Остальные из умерших не ожили, пока не окончилась тысяча лет.) Это первое воскресение.
6. Благословен и свят всякий, кто имеет долю в первом воскресении; над ним не властна вторая смерть. Напротив, они станут коганим Бога и Мессии и будут править с Ним тысячу лет.
Стихи 5-6. Первое воскресение - это возвращение к жизни Божьих святых, как описывается в ст. 4 и 6 Второе воскресение не упоминается как таковое, но подразумевается в предложении, заключенном в скобки: остальные из умерших не ожили, пока не окончилась тысяча лет (см. ст. 12). Они оживут только для того, чтобы пережить вторую смерть (см. ком. к ст. 14, 2:11), которая не властна над верующими.

Они станут коганим, «священниками» Бога и Мессии. «А вы [народ Израиля] будете у Меня [Бога] царством Священников и народом святым » (Исход 19:6). «Но вы [верующие в Йешуа]... коганим царя» (1 Кеф. 2:9, ссылка на Исход 19:6, кн. Исайи 61:6). Именно здесь и сбываются эти обещания. 

7. По прошествии тысячи лет Противник будет освобождён из своего заточения
Стихи 2-7. Тысяча лет, тысячелетнее царство, миллениум . В зависимости от общего подхода к Книге Откровения (см. ком. к 1:1), комментаторы разделяются на тех, кто толкует этот период как символический (амиллениалисты) и на тех, кто рассматривает его как исторический, который в свою очередь может иметь место в настоящем (постмиллениалисты) или относится к будущему (премиллениалисты). В том случае, если он относится к будущему, это может быть либо буквально тысяча лет (диспенсационализм), либо нет.

Амиллениатисты рассматривают двадцатую главу как резюме событий, описанных в предыдущих главах, а не как изображение более позднего периода истории. Постмиллениалисты понимают тысячу лет как нынешнюю эпоху, когда Тело Мессии устанавливает праведность на земле с неуклонно возрастающим успехом (в таком случае глава 19 говорит не о победоносном возвращении Мессии, а о триумфе добра над злом в конце времён).

Одни лишь премиллениалисты ожидают наступления тысячелетнего царства в будущем, когда сам Мессия будет править на земле. Лично я разделяю именно эту точку зрения. Но я также согласен с Лэнсом Лэмбертом, мессианским евреем, живущим в Иерусалиме, который пишет:
"Я действительно считаю, что в будущем наступит тысячелетнее царство. Если бы подобного периода не было, это всё равно не смогло бы поколебать мою веру или радость в Господе. Я не категоричен в своём подходе и не способен аргументировать его. Если мы будем честными до конца, то увидим, что оба подхода таят в себе немало проблем, которые не так просто решить. Жизненно важным для нас является быть готовыми к приходу Господа и ко всему тому, что он за собой повлечёт." («Пока не рассветёт день» (Eastbourne: Kiiigsway Publications, 1982, p. 160)).

Больше о различных эсхатологических теориях, в том числе о разновидностях премиллениализма см. ком. к 4:1 и к 1 Фес. 4:15-17.

Упоминание о тысячелетнем периоде встречается в обширном перечне различных точек зрения по поводу мессианской эпохи в одиннадцатой главе Вавилонского Талмуда, трактат Сангедрин:
"Рав Каттина сказал: «Мир будет существовать шесть тысяч лет, затем одну тысячу лет он будет находится в запустении...»." (Сангедрин 97а)

Данный отрывок и другой связанный с ним, процитированы полностью и рассмотрены в комментарии к 2 Кеф 3:3-9.

Несмотря на то, что события, ведущие к Мессианской Эпохе, по-иному описаны в Зогаре (центральный текст еврейского мистицизма, составленный в 13-ом веке), там сказано:
"Счастливы оставленные в живых в конце шестого тысячелетия, чтобы войти в Шабат [тысячелетнее царство]. (Зогар 1:119а)
Ср. Me. 4:1-11 и ком.

В традиционном иудаизме есть и другие точки зрения по поводу того, сколько продлятся «Дни Мессии». В приведённом ниже отрывке многоточия заменяют стихи Писания, которые раввины цитируют в поддержку своих подсчетов:
"Нас учили: раби Элиэзер сказал: «Дней Мессии будет сорок лет...» Раби Эльазар бен-Азарья сказал: «Семьдесят лет...» Раби [Принц Йегуда] сказал: «Три поколения...»

Другие учили: раби Элиэзср сказал «Дней Мессии будет сорок лет...» Раби Доса сказал: «Четыреста лет...» Раби сказал: «Триста шестьдесят пять лет, столько же, сколько дней в солнечном году...» Абими бен-раби Абагу учил: «Дней Мессии Израиля будет семь тысяч лет...» Рав Йегуда сказал во имя Шмуэля: «Дни Мессии будут продолжаться столько же, сколько прошло от Сотворения до сегодняшнего дня...» Рав Нахман бен-Йицхак сказал: «Столько же, сколько от дней Ноаха до наших дней...»." (Сангедрин 99а)

Данная глава Книги Откровения показывает, что тысячелетнее царство и события, связанные с ним, отличны от следующего описанного периода, когда появятся «новые небеса и новая земля» (главы 21-22); подобное разграничение присутствует и в Танахе, Иезекииль 36-48 (см. ком. к ст. 8 ниже). Подобно этому, традиционный иудаизм иногда проводит разграничение между Днями Мессии и олам габа («грядущим миром»):
"Раби Хия бен-Аба сказал во имя раби Йоханана: «Все пророки пророчествовали [доброе] только в отношении Дней Мессии; но что касается олам габа: "никакой глаз не видел другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него " (Исайя 64:4)»." (Сангедрин 99а; также Брахот 346)

Тем не менее, в следующем отрывке, конкретно устанавливающем продолжительность Мессианской Эпохи, эсхатологические события, которые Новый Завет относит к различным периодам, объединены в одном тексте. Данный отрывок из еврейского псевдоэпиграфа, составленного в первом веке нашей эры и приписываемого книжнику Ездре (Эзре) примечателен самим количеством идей похожих на те, что были выработаны в Новом Завете.

Отрывок раби Йоханана говорит о Мессии как о Сыне Божьем (Мат 3:17), упоминает о его смерти (Мат. 27:50) и о тех, «которые с ним» (ангелы или святые, возвращающиеся с ним, чтобы править, ст. 6 ниже: см. также ком. к 19:14), в нём есть ссылки на Новый Иерусалим (21:1-2), воскресение (ст. 4-6. 12 ниже), уничтожение всего тленного (1 Кор. 15:42-54), трон суда (ст. 11-15), суд на основании дел (ст. 14-15; Мат. 25:34-46), Бездна (9:1,2,11; 11:7; 17:8; ст. 1-3 выше), мучения и Гей-Гином (14:10, 19:20, ст. 9-15 ниже, 21:8; Мат. 5:22, 5:29-30, 10:28, 18:9, 23:15, 23:33; Map. 9:44-47), рай (21:1-22:9), семилетний период (Даниил 9:24-27; сравни также 12:14 выше с Книгой Даниила 7:25, 12:7).

И потому, Ездра... придёт время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится город, невидимый ныне, и покажется земля, скрываемая ныне. И всякий, кто избавится от предсказанных зол сам увидит чудеса Мои. Ибо откроется Сын Мой Мессия с теми, которые с ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет (другие возможные прочтения: тысяча лет или тридцать лет (близко к продолжительности жизни Йешуа)). А после этих лет умрёт Сын Мой Мессия и все люди, имеющие дыхание. И обратится мир в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.

После же семи дней восстанет век усыпленный, и погибнет тленное. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые в нём обитают. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и настанет Конец. Сострадание уйдёт, жалость отдалится, окончится долготерпение. Останется один лишь суд, истина утвердится, верность восторжествует. Затем последует вознаграждение, откроется воздаяние. Восстанут дела праведности, и дела беззакония не будут почивать. Тогда явится Бездна мучения, а в противовес ей - место отдохновения; откроется печь Гей-Гинома, а в противовес ей - рай наслаждения.

Затем Всевышний скажет народам, которые восстали [из мёртвых]: «Взгляните же на того, которого вы отвергли, которому вы не служили, чьи заповеди презрели! Теперь взгляните перед собой: здесь - наслаждение и отдохновение, там - огонь и мучения»! Так Он будет говорить с ними в День Суда. Ибо таким будет День Суда: день, в который не будет ни солнца, ни луны, ни звезд; ни облаков, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни бури, ни несущихся туч; ни тьмы, ни вечера, ни утра, ни лета, ни осени, ни зимы; ни жары, ни мороза, ни холода, ни града, ни росы; ни полудня, ни ночи, ни рассвета, ни сияния, ни света - кроме величественного сияния Всевышнего, вследствие чего все неминуемо увидят, что предназначено им. И всё это будет продолжаться одну неделю лет. Таков Мой Суд и его установленный порядок; Я показал всё это тебе одному». (3 Ездры 7:25-44) 

8. и выйдет обманывать народы в четырёх концах земли, Гога и Магоra, чтобы собрать их на битву. Число их несметно, как песок морской,
Обманывать народы в четырёх концах земли, Гога и Магога, чтобы собрать их на битву. Сравни построение Книги Иезекииля 36-48 с книгой Откровения 20-22. В главах 36-37 Книги Иезекииля говорится о спасении Израиля и царствовании Давида над народом (сравни данную главу, ст. 1-6). В главах 38-39 Гог из земли Магог прерывает своё правление ради эсхатологической битвы, в которой народы объединяются и выступают против Царства (сравни данную главу, ст. 7-10). Наступление окончательного порядка описывается в главах 40-48, где говорится о восстаноатенном Храме в новом Иерусалиме (сравни Откровение 21-22). В обоих местах временное царство после окончательного сражения сменяется вечным царством.

Иезекииль пишет, что Гог из земли Магог, князь Мешеха и Фувала (Туваля), придёт с войсками других земель воевать с еврейским народом, собранным из многих народов в земле Израиля и мирно живущим в городах без стен. Эти народы в главе 38 те же, что и в 27-й главе Книги Иезекииля, где оплакивается царь Тира, который, как становится ясно из Книги Иезекииля 28:11-19, является изображением Сатана. 

9. и они вышли на широту Страны и окружили лагерь Божьего народа и город, который Он любит. Но сошёл огонь с небес и пожрал их.
Сошёл огонь с небес. Ср. Книгу Иезекииля 38:22, 39:6. 

10. Противник, который ввёл их в обман, был ввергнут в озеро огня и серы, где зверь и лжепророк будут мучиться день и ночь во веки веков.
Стихи 1-10. После того, как Мессия позаботился обо всех подставных фигурах (19:21), он принимается за самого Сатана
... у которого был ключ от Бездны! См. ком. к 9:1.
Это последнее событие в длительной и нечестивой жизни того, кто вдохновил мятеж против Бога. Уже в самом начале, после того, как Сатан обманом заставил Адама и Еву совершить первый человеческий грех, Бог знал о том, каков будет его конец. И сказал об этом:

И вражду положу между тобою [змеем] и между женою [Евой], и между семенем твоим [всеми теми, кто грешит и одобряет грехи других, будь то грехи ангелов (Еф. 6:10-13) или людей (Рим. 1:32)] и между семенем её [её потомками, т.е. человечеством конкретнее, речь идёт об одном, уникальном «семени», Йешуа, Гал. 3:16 и ком.]: оно [ед. число в иврите, а не множественное, ссылка на Йешуа] будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту [в иврите - их; можно поранить человечество, но не Йешуа]. (Бытие 3:15)

Это предсказание об окончательном низвержении Сатана осуществляется в несколько этапов. Таким образом, когда Йешуа сказал: «Настало время суда над этим миром, и теперь правитель этого мира будет изгнан» (Йн. 12:31), он говорил о том, как его собственная смерть на стойке казни нанесёт поражение Противнику (сравни Откровение 12), Мессианская Община также играет свою роль в крушении Сатана, как пишет Шауль: «Бог, источник Шалома вскоре повергнет Противника к вашим ногам» (Рим. 16:20). В ст. 1-3 выше показано, как Противник скован цепью в Бездне, а здесь он ввергнут в озеро огня и серы (см. об этом выражении ком. к ст. 15), чтобы мучиться во веки веков. 

11. Затем я увидел огромный белый трон и Сидящего на нём. Земля и небеса бежали от Его присутствия, и не находилось места для них.
Сидящий на троне - это Йешуа. Хотя он и разделяет трон со своим Отцом, Богом (3:21), именно через Йешуа Бог вершит окончательный суд (см. также ком. к ст. 12). Согласно Евангелию Йоханана,
"Отец никого не судит, но доверил весь суд Сыну... [Отец] дал ему власть производить суд, потому что он Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому - наступает время, когда все находящиеся в могиле услышат его голос и выйдут, творившие добро - к воскресению жизни, а творившие зло - к воскресению осуждения. (Йн. 5:22,27-29)

То, что в данном Евангелии названо «воскресением жизни», соответствует первому воскресению в рассматриваемой главе Книги Откровения, которое относится только к верующим, а «воскресение осуждения» относится к «остальным из умерших» (ст. 5), которые испытают «вторую смерть» (ст. 14). См. ком. к Йн. 5:22 и сравни Деят. 17:31.

Земля и небеса бежали от Его присутствия, и не находилось места для них, так как они, не святые, нечистые, полностью развратились в результате греха (Рим. 8:19-22). Хотя в нынешнем веке нечистое оскверняет чистоту, когда Сам Бог явится в славе. Его чистота изгоняет всякую нечистоту, ибо Его святость не может обитать в том месте, которое разложилось по причине греха (см. Мат.9:20 и ком.). Единственный выход - создать «новые небеса и новую землю, так как прежние небеса и земля исчезли» (21:1). 

12. И увидел я мёртвых, великих и малых, стоящих перед троном. Были раскрыты книги, и ещё одна книга была раскрыта, Книга Жизни; и мёртвые были судимы согласно тому, что было написано в книгах, в соответствии со своими делами.
И увидел я мёртвых, великих и малых, стоящих перед троном. Все мы предстанем перед престолом Бога... Ибо все мы предстанем перед судом Мессии, где каждый испытает на себе хорошие или плохие последствия того, что он делал, пока находился в теле... в день, когда Бог производит суд над внутренними тайнами людей. (Согласно провозглашаемой мною Доброй Вести, Он делает это через Мессию Йешуа, см. Рим. 14:10, 2 Кор. 5:10, Рим. 2:16)

Книги... и ещё одна книга... Книга Жизни. Похоже, что Окончательный Суд будет состоять из двух аспектов. Во-первых, произойдёт суд, ведущий либо к вечному спасению (ст. 5), либо к вечному осуждению (ст. 14-15) на основании написанного в Книге Жизни. Во-вторых, люди будут также судимы согласно тому, что было написано в книгах (мн.ч.). Эта концепция появляется в Танахе в Книге Даниила 7:9-10. По этим книгам Бог судит все наши дела (см. Рим. 2:6 и ком.), явные и тайные, и даже наши сокровеннейшие мысли (см. ком. к ст. 11-15, ком. к ст. 12 начало). Для спасённых этот суд определяет награды (1 Кор. 3:8-15 и ком.), а потерянным он определяет меру наказания (Лук. 12:47-48). Но есть ещё и третье понимание. В традиционном иудаизме книги определяют то, что человеку предстоит в этом мире, а не в мире грядущем.

Термин сефер-хаим («книга жизни», «книга живых») встречается в Танахе только в Псалме 68:28-29:
"Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся. "
(Кстати, это продолжение отрывка, процитированного в Рим. 11:9-10.)

Первое упоминание о подобной книге мы находим в Книге Исход 32:32-33. После того, как израильтяне сделали золотого тельца, Моисей молился Богу, чтобы Он простил их за этот великий грех, «а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал » (или: «которую Ты написал»). Сравни с тем, что пишет Шауль в Рим. 9:2-4 и ком. Господь отвечает Моисею: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей ».

Другие места Танаха, упоминающие о книге судеб каждого человека в олам габа , грядущем мире - это Малахия 3:16 («памятная книга ») и Даниил 12:1 («которые найдены будут записанными в книге »); Псалом 138:16 («Твоя книга »), по-видимому, ссылается на олам газе , нынешний мир. В Новом Завете термин «Книга Жизни» появляется в Фил. 4:3 и Me. 12:23 (ср. также Лук. 10:20) и шесть раз в Книге Откровения (3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27), и во всех этих местах означает вечное спасение. Есть также другие упоминания в псевдоэпиграфах (Книга Юбилеев 30:22, где говорится о второй книге, книге тех, кто будет уничтожен, при этом существует возможность того, что некоторые имена будут перенесены в Книгу Жизни; 1 Еноха 104:7; 108:3,7; 1 Варуха 24:1) и в ранней христианской литературе (Видение Гермаса 1:24, Подобие 2:12). В Мишне о подобной книге говорится в трактате Пиркей-Авот 2:1 (процитировано выше в ком. к ст. 11-15), 3:17.

Принимая во внимание ответ Бога Моисею в Книге Исход, а также всё сказанное в 3:1-5 выше, мы делаем вывод, что существует возможность отпасть от благодати, и что судьба человека может измениться от спасения к осуждению, если он не раскаивается в каких-то грехах, хотя такие отрывки как Еф. 1:3-14 и 1 Кеф. 2:9 подразумевают, что спасение предопределено. Есть способ разрешить подобную антиномию. Возможно, имя каждого человека изначально записано в Книге Жизни, поэтому дети, которые умирают, не достигнув возраста самостоятельного принятия решений, идут на небеса. Однако по достижении того возраста, когда человек несёт ответственность за самого себя, каждый грешит (Рим. 3:23). И только те, кто возвращаются к Богу через Мессию Йешуа (Йн. 14:6), могут быть уверены в своём спасении. Имя человека не стирается из Книги Жизни, пока он не совершит грех, не имеющий прощения, грех против Святого Духа, или пока он не отвергнет окончательно и бесповоротно Бога и Его Сына Йешуа (Мат. 12:32 и ком.).

Термин «книга жизни» занимает особое место в литургии Великих Праздников. Последнее благословение молитвы Амида читаемой в эти дни, расширено и включает в себя следующие строки (см. сидур):
"И в книге жизни, и благословения, и мира, и процветания, и спасения, и утешения, и добрых предначертаний - да будем упомянуты и записаны мы и весь народ Твой, дом Израиля, на добрую жизнь и на мир."

Некоторые мессианские евреи не используют Традиционные приветствия на Рош-ГаШана - Шона това тикатеву («Да будешь ты записан [в книгу жизни] на хороший год») - и на Йом-Кипур - «Катима това» («Пусть это решение о твоей судьбе) будет запечатано [в книге жизни]»). Они объясняют это тем, что имена верующих в Мессию уже записаны в Книге Жизни. Возможно, это излишняя щепетильность, ведь в данном случае «книга жизни» имеет отношение не к вечному спасению, а к жизни в этом мире. Согласно традиционному пониманию, в Рош-ГаШана Бог раскрывает небесные книги и судит людей по их делам, записывая, кто умрёт, а также что принесёт грядущий год оставленным в живых. Десять Дней Трепета, от Рош-ГаШана до Йом-Кипура, считаются тем временем, когда у человека есть возможность раскаяться и изменить свою судьбу к лучшему. Однако в Йом-Кипур судьба человека «запечатывается», то есть считается решённой. Всё это наиболее ясно отображено в одной из центральных молитв Великих Праздников, молитве Унтане Токеф (буквально «Поведаем о святости этого дня»), полностью пpoцитированной в ком. к Me. 9:22. 

13. Море отдало своих мёртвых; Смерть и Шеол отдали своих мёртвых, и они были судимы, каждый в соответствии со своими делами.
14. 3атем смерть и Шеол были ввергнуты в огненное озеро. Это вторая смерть - огненное озеро.
Стихи 13-14. Все мёртвые, которые не участвовали в первом воскресении, теперь воскресают и судятся (см. ком. к ст. 5-6 выше). Нет более нужды в Шеоле, где мёртвые находились в ожидании суда, так как суд уже настал. Нет более нужды в смерти, которая является наказанием за грех, так как грех исчезает из вселенной, что было предсказано Шаулем в 1 Кор. 15:54-55. Подобно этому, море, которое в Библии символизирует смерть, разрушение и беспорядок (см. Исайя 57:20, Иезекииль 28:8, Псалом 106:25-29), прибежище страшных сатанинских существ, таких как Левиафан (Исайя 27:1, Псалом 103:27, Иов 40:20-41:26) и зверь из Отк. 12:18-13:8 выше, отпускает мёртвых для суда над ними, и потом, исполнив свою роль, также исчезает (21:1). 

15. Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро.
Это событие предсказано в притче об овцах и козлах, рассказанной в Мат. 25:31-46:
"Тогда он будет беседовать и с теми, кто будет слева от него, говоря им: «Уйдите от меня, проклятые! Идите в огонь, приготовленный Противнику и его ангелам!» ...Они пойдут в вечное наказание, но те, кто исполнял волю Бога, пойдут в вечную жизнь." (Мат. 25:41,46)

«Вечная жизнь», о которой здесь говорится, изображена в 22:1-22:5.
Возможно, что огненное озеро имеет буквальное значение и подразумевает, что все нечестивые, воскреснувшие в физическом теле, будут физически испытывать муки горения в огне и зловоние вечно. Или же это метафора, означающая вечную боль осознания того, что человек навечно отчужден от блаженства пребывания с Богом вселенной и обречен сгорать от разочарования, злости и сожаления. Жан-Поль Сартр в пьесе «Нет выхода» описывает подобное состояние человека. Больше об огненном озере см. в ком. к 19:20.

Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро. (О «Книге Жизни» см. ком. к ст. 12) Это кульминационный момент для нечестивых. Однако не Бог определил их судьбу, а они сами, так как их дела оказались недостойными Божьей святости, так как они не поверили Ему и Его спасению через Мессию Йешуа. «Господь... терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов» (2 Кеф. 3:9). Сравни также Рим. 2:1-8, особенно стихи 5-6: «Однако... из-за своего нераскаявшегося сердца ты собираешь для себя гнев на День Гнева, когда будет явлен Божий праведный суд; ибо Он отплатит каждому согласно его делам», как об этом учат Псалом 61:13 и Притчи 24:12. Желание Бога в том, чтобы все нечестивые отвернулись от своих злых дел.

"Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иезекииль 18:30-32)

Потому что Бог так сильно возлюбил мир, что отдал Своего единственного и неповторимого Сына, чтобы всякий, верящий в него, не погиб, но приобрёл вечную жизнь. Так как Бог послал Сына в мир не судить мир, но чтобы через него мир спасся. Не попадают под осуждение те, кто верят ему. А те, кто не верят, уже осуждены тем, что не верят Божьему единственному и неповторимому Сыну (Йн. 3:16-18).

В наши дни в иудаизме наблюдается тенденция сводить к минимуму идею о наказании, определённом для нечестивых. Ортодоксальный иудаизм говорит об испытательном периоде (что-то вроде чистилища у римских католиков), который для дома Израилева составит не более одиннадцати месяцев. Поэтому, что касается последствий греха для каждого отдельного грешника, иудаизм не относится к этой проблеме достаточно серьёзно.

Тем, кто не принимает слова ст. 11-15, потому что находит доктрину о вечном наказании для грешников слишком ужасающей и не может поверить в то, что Бог может поступить «так жестоко - ведь это противоречит Его любящей природе». Танах отвечает: «Начало мудрости - страх пред Адонаем » (Псалом 110:10). Справедливость и милосердие, святость и любовь - это качества, которые Бог приводит в равновесие Своим собственным способом, который может отличаться от того, который могли бы избрать мы сами.

Мои мысли - не ваши мысли.
ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли,
так пути Мои выше путей ваших,
и мысли Мои выше мыслей ваших.
(Исайя 55:8-9)

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; Но конец их - путь к смерти. (Притчи 14:12).

Стихи 11-15. Каждый из нас непременно предстанет перед Божьим судом. Хотя Бог - это Бог милости, Он также Бог суда. Об этом нас учит Танах, Новый Завет и еврейская традиция.

Пророки говорят об этом суде как о Дне Господа: см. Исайя 2:12, 13:6-13 (на один из стихов этого отрывка есть ссылка в Мат. 24:29); Иезекииль 30:3; Йоиль 1:15, 2:1,31 (процитировано в Деят. 2:20), 3:14; Амос 5:18-20; Овадия 15; Софония 1:17-18; Захария 14:1-9 и Малахия 4:5 (ссылка в Мат. 17:10-11).

Главной чертой этих отрывков является драматическое предчувствие рокового конца, при этом лейтмотивом служат описания тьмы и плача. Нам дано предостережение о том, что День Господа близок...

Нечестивые будут наказаны, справедливость восторжествует, человечество будет осуждено, и его судьба в целом коренным образом изменится... Бог будет... действовать внезапно, решительно, бесповоротно, в один день, в гневе Своём, наводя ужас. (Энциклопедия «Иудаика» 5:1387-8)

В Новом Завете можно найти термины «День Божий» (2 Кеф. 3:12), «Великий День Адоная-Цваота» (16:14 выше), День Мессии Йешуа (Фил. 1:6,10; 2:16), и двусмысленное выражение «День Господа», которое может означать как «День ЙГВГ», так и «День Господина [Мессии Йешуа]» (1 Кор. 1:8, 5:5; 2 Кор. 1:14; 1 Фес. 5:2-3; 2 Фес. 2:1-2; 2 Кеф. 3:10). (См. также 1:10 и ком., где использовано уникальное греческое выражение, потому мой перевод «День Господа» спорен.)

Кроме того, Бог судит не только внешние поступки, но и внутреннего человека. В Новом Завете мы видим это, когда Йешуа противостоит прушим (Лук. 12:1-5, Мат. 23:23-28), и это также чувствуется во всём содержании Нагорной проповеди (Матитъягу 5-7); ср. также Йн. 2:23-25, Рим. 2:16; Me. 4:13, 10:30. В Танахе также говорится о скрытых поступках и мотивах: «Всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо » (Екклесиаст 12:14). Сравни также Псалом 138.
Устная Тора подтверждает это понимание:
"Раби [Йегуда ГаНаси, 135-219 н.э.] говорил: «Вдумайся в три вещи, и ты никогда не согрешишь: знай, что над тобой - око видящее, ухо слышащее и книга, куда записываются все твои поступки»." (Авот 2:1)

Следовательно, нет никаких оснований для неверного понимания, распространённого среди христиан и евреев, согласно которому Ветхий Завет изображает Бога суровым, судящим, немилостивым, а по Новому Завету Бог, полный милости и всепрощающий, не придаёт особого значения суду и даже справедливости. Равно несостоятельна теория о том, что Новый Завет, с его разговорами об адском огне, больше фокусируется на суде, чем Танах.

Цитируя Книгу Осии 10:8, изображающую то, как Бог осудит жителей Самарии, позволив Ассирии увести их в плен, и как они при этом будут себя чувствовать, Йешуа предупреждает о том, что День Божьего суда будет страшен: «Они станут говорить горам: «Упадите на нас!», и холмам: «Накройте нас!» (Лук. 23:30).

Библия приводит симметричную картину истории спасения. В своих первых двух главах, в самом начале истории, она описывает безгрешный мир, а в начале третьей главы (Бытие 3:1-7) змей Сатан (см. выше, ст. 2) обольщает Еву и Адама, заставляя их совершить грех, который наносит огромный вред человечеству и всему миру (Рим. 8:19-22). Божий замысел с самого начала состоял в том, чтобы исправить последствия всего этого через смерть и воскресение Мессии Йешуа, закланного Ягнёнка (5:6,9; 13:8; Еф. 1:4-7; Йн. 1:29); 1256 глав Библии посвящены объяснению того, как осуществляется этот замысел. Теперь, в конце истории, в одной из последних глав Библии, грех осуждён, Сатан (ст. 10) и все нечестивые (ст. 15) ввергнуты в огненное озеро.

В последних двух главах Книги Откровения мы видим обновлённый мир и обновлённое человечество в безгрешном мире, напоминающем безгрешный Эдемский сад. Вот что имеет в виду Бог, когда говорит (21:6): «Я Алеф и Тав, Начало и Конец». Есть только одна асимметрия: Сатан и первый человек, Адам, стали причиной греха в начале истории, а в конце истории Бог, Отец, и второй человек, Йешуа, положат конец греху (1 Кор. 15:45-49, Рим. 5:12-21). 

Статья шестидесятая. О связании сатаны от распятия Христова до кончины, и о тысяче лет.


И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.


Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в бездну. Это видно и из того, что бесы Его просили не посылать их в бездну. О связании диавола свидетельствует и прекращение идолослужения, разрушение языческих капищ, прекращение кровавых жертв и распространение по всему миру познания воли Божией. Великий Ириней свидетельствует, что в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну. Поэтому я думаю, что под вышесказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже ангела. Ужем (канатом - Ред. ) называется связующее и отнимающее силу его действие Божие. Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет - тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тысячи, о которых говорит Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс.104:8). Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоренились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13). Таким образом, тысяча лет - это время от воплощения Христа до пришествия антихриста. Верно ли то, как мы понимаем, или тысяча лет есть десять раз по сто лет, как думают некоторые, или еще меньше,- это известно лишь Богу, Который Один знает, до каких пор для нас полезно Его долготерпение и продолжение нашей жизни. А по окончании этого времени антихрист возмутит всю вселенную, по действию Велиара изливая на людей его ядовитую злобу, потому что он знает о неизбежности своего наказания. Но всемилостивый Бог да спасет нас от дел его и избавит от наказания, уготованного ему и слугам его, соделав нас причастниками вечных благ, уготованных приявшим смерть за непокорность диаволу. Богу же подобает милость к надеющимся на Него, благодарение от всех сил ангельских и живущих на земле и поклонение Христу со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья шестьдесят первая. О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание.


И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.


Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша калена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамо седоша престали на суд (Пс.121:4 -5). И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов. Диавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как именами, так и действиями, ибо каждый называется зверем. Поэтому сатана или змий изображается имеющим семь голов и десять рогов с десятью венцами, антихрист, или зверь, выходящий из моря, является одетым подобным же образом, а лжепророк обнаруживает одну с ним силу, разум, волю и деятельность к погублению прельщаемых. Избежавшие этой гибели будут царствовать указанным прежде образом со Христом до Его второго пришествия, когда они получат еще более Божественных обетовании.


Статья шестьдесят вторая. О первом воскресений и второй смерти.


Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.


Мы знаем из Священного Писания, что существуют две жизни и две смерти: первая жизнь по причине преступления заповеди плотская и временная, а вторая за исполнение заповедей Божиих - вечная, обещанная святым. Сообразно этому и два рода смерти: одна телесная и временная, а другая вечная, посылаемая в будущем в наказание за грехи, то есть геенна огненная. Есть также различие и между мертвыми: одни, по слову Исаии, живота не имут (Ис.26:14), принося своими делами зловоние и смерть,- этих нужно избегать, а другие - умертвившие плотские помышления во Христе, сораспявшиеся Ему и умершие для мира,- их нужно восхвалять. Явно мертвы и достойны сожаления те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной смерти. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, продолжающееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа, потому что в смерти их - начало их будущих мучений. Воскресшие же в первом воскресении, то есть освободившиеся от мертвенных помышлений и дел,- блаженны, ибо они не испытают бесконечных мук второй смерти, но в продолжение тысячи лет до времени разрешения сатаны и обольщения им всех народов будут вместе со Христом священствовать и царствовать, не потому, что после этого лишатся Царства, но как имеющие получить его несомненно и твердо по окончании временного и наступлении вечного. Время, которое пройдет от освобождения диавола до его осуждения и наказания в геенне, будет незначительно. Поэтому слова будут иереи Богу и Христу нужно понимать как повторение прежнего, ибо чудеса святых, которые мы видим теперь на опыте, во время откровения евангелисту были еще только будущими. Итак, есть две смерти и столько же воскресений. Первая смерть - телесная, посланная в наказание за преслушание человека, а вторая есть мука вечная. И первое воскресение есть возрождение от мертвых дел, а второе - переход тела от тления в нетление.


Статья шестьдесят третья. О Гоге и Магоге.


Указанное тысячелетие некоторые исчисляли, не знаю почему, за три с половиною года, протекших от крещения Христа до его вознесения на небо, после чего диавол будто бы был освобожден. Напротив того, другие полагали, что после шести тысяч лет будут воскрешены одни умершие святые, чтобы они наслаждались тысячу лет удовольствиями и славою на той земле, где им приходилось терпеть мучения, а уже после этого наступит общее воскресение и праведных, и грешников. Церковь не принимает этих толкований, а потому излишне и говорить о них. И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они яко ангели Божий на небеси суть (Мф.22:30), и слов апостола, что несть Царство Божие брашно и питие (Рим.14:17), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия. Потому что нет необходимости, как мы говорили об этом ранее, считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его (Песн.8:11 -12), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь - совершенный плод веры. И после этого придет человек беззакония, сын погибели (2Фес.2:3), да, по апостолу, суд приимут вси не веровавший истине, но благоволившие в неправде (2Фес.2:12), и по слову Господа, сказавшего: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, тою приемлете (Ин.5:43). Тогда сатана, освобожденный из своего заключения, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения диавола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог - возвышение или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение. Мы знаем, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, говоря: приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иез.39:9). Эти же слова некоторые толковники относили к битве ассириян с Сен-нахиримом при Езекии. Но то событие было задолго до пророчества Иезекииля. Другие относят их к поражению напавших на Иерусалим народов, когда иудеи хотели обновить и укрепить стены этого города после Вавилонского плена по повелению Кира персидского и потом Дария. Или же это относят к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Но известно, что пришествие этих народов соответствует более всего последним временам, потому что в священных книгах нигде не упоминается о войнах иудеев со скифами, говорится только войнах с соседними народами, которые завидовали их внезапному обогащению. И еще потому, что о Гоге сказано, будто бы он готовится от древних времен и придет во времена последние, и, наконец, потому, что в этом Откровении, предсказывающем будущее, сказано, что Гог и Магог явятся при кончине мира.


И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. И диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.


Предводительствуемые диаволом и его бесами разойдутся из своих мест, как дикие звери из пещер, по всей земле, чтобы взять в плен и разрушить стан святых, то есть Церковь Христову, основанную и утвержденную на четырех концах вселенной, не зная, что, по слову Псалмопевца, не один ангел, а многие ополчатся окрест боящихся Бога (Пс.33:8). При этом они же захотят овладеть и пленить новый Иерусалим, город, возлюбленный Богом, из которого распространился Божественный закон чрез апостолов по всей земле (Лк.24:47). Здесь говорится, что антихрист воссядет в храме Божием или иудейском, прежде Божественном, а потом разрушенном за дерзновенное отвержение Христа и по ожиданию богоборцев иудеев имеющем быть восстановленным антихристом, или, присвояя себе чужое и, по слову апостола, показующи себе, яко Бог есть (2Фес.2:4), сядет на самом деле в Церкви Вселенской, на престоле Божием. Но ненадолго. Ибо его с упомянутыми народами попалит огонь, сошедший с неба, или видимый, как при Илии, попаливший двух пятидесятников (4Цар.1:10), или же славное пришествие Христа убиет их духам уст Его , а вождя их диавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное на вечные мучения. Но мы, научившись от Спасителя Христа молиться, чтобы нам не подвергаться искушению (Мф.6:13), сознавая свою немощь, будем просить Его непрестанно и усердно, чтобы избегнуть этого искушения, не видеть ни пришествия антихриста, ни вышеназванных народов, ни бед смертоносных, которые могут заставить отступить от спасительной веры. Но, сохраняя, насколько можно, свидетельство совести неповрежденным и неуязвимым и являя пламень любви своей к искупившему нас Своею Кровию Христу добрыми делами, будем ожидать получения вечных благ, и да получим их в Спасителе и Искупителе нашем Христе. С Ним Отцу со Святым и Животворящим Духом слава, держава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья шестьдесят четвертая. О Сидящем на престоле, всеобщем воскресении и Суде.


Белый престол означает упокоение Божие, которое Он устроит во святых, украшенных добродетелями, восседая на них, как на престоле. Бежа небо и земля - это означает их уничтожение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения. Если тварь подверглась тлению ради нас, то, по свидетельству апостола, вместе с нами и свободится она от работы нетления в свободу славы чад Божиих (Рим.8:21), обновленная в лучшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как об этом думали блаженный Антипатр и другие святые. Блаженный Ириней говорит: "Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен Устроивший ее), но преходит образ мира сего, то есть в чем было преступление, ибо в этом обветшал человек, а потому по Божественному о всем предведению и образ сей был только на время". Великий Мефодий говорит об этом следующее в слове о воскресении: "Нельзя принять мнения некоторых, что погибнет все до основания и что не будет ни земли, ни неба, ни воздуха; потому что, хотя весь мир и воспламенится огнем для своего очищения, однако не дойдет до окончательной погибели и истребления". А дальше продолжает: "И Павел ясно свидетельствует, говоря: чаяние бо твари откровения сынов Боясиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы нетления и т.д. (Великие и малые они или по возрасту, как сказано выше, или же потому, что будут наказаны неодинаково, но сообразно с числом своих мертвенных дел. Или же великие суть праведные, а малые - грешники, и непотребные по скверности и малоценности души ради своих грехов. Раскрытые книги суть совесть и дела каждого. А одна из них - книга жизни с написанными в ней именами святых.


Из чего сложилось каждое тело, из того же и будет составлено вновь и отдано, было ли оно предано земле, или морю. Смерть и ад не живые животные, как думают некоторые, но смерть есть разлучение души от тела, а ад - невидимое нами и неизвестное место, куда идут отходящие отсюда наши души. Души совершавших мертвые дела - мертвы, а души праведных, по словам Мудрого, в руце Бояжией, и не прикоснется их мука (Прем.3:1).


Ад и смерть ввержена быста в езеро огненное - это означает или то, что и написанное: последний враг испразднится смерть (1Кор.15:26), или что будут осуждены в огонь лукавые демоны - виновники тяжкой и злой смерти греховной, имеющие своим убежищем ад и посылающие туда на осуждение покорившихся им. Как городом называются живущие в нем, так и здесь адом и смертью - их обитатели и виновники. Все созданное Богом добро зело , и потому этот огонь пожрет и истребит все, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем.1:13). Больше не будет смерти и тления , а будут царствовать бессмертие и нетление. Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие - более умеренные.