Характерные черты инновационной культуры. Отличительные черты инновационной культуры

Инновация, нововведение (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений».

Инновационная культура, в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности. Одной из важнейших ценностей становится свобода личности. Либеральное отношение общества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты которого получают социальное признание и входят в жизнь. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Творческие личности – художники, поэты, ученые – пользуются авторитетом и уважением.

В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе не пугают, а, скорее наоборот, радуют людей. Стремление к новому – один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе.

Однако не всякое новаторство становится фактором культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительно инновационного содержания, превращается в бессмысленное кривлянье. Творчество культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его современники А. Блок и С. Есенин. Однако история все расставила на свои места. Всякая инновация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.



До недавнего времени считалось, что инновации могут быть двух типов - экзогенными (заимствованными из других культур) и эндогенными (возникшими в данной среде без влияния извне). С.А. Арутюнов считает, что культурная трансформация, осуществляемая через введение инноваций, может происходить тремя способами: 1) спонтанно; 2) стимулировано; 3) путем заимствования.

Спонтанная трансформация - это любая инновация, которая возникает внутри культуры за счет факторов ее собственного развития без влияний извне. Так возникает большинство систем письменности и стилей в искусстве.

Стимулированная трансформация - это инновация, которая, не являясь прямым заимствованием из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием внешних обстоятельств. Такой характер носят изменения в ценностных ориентациях, связанные с распространением зарубежных веяний в культуре: например, воздействие американских “боевиков” и телесериалов на молодежь пост-советского пространства.

Заимстовование - это инновация, которая связана с прямым внешним воздействием. Сюда можно отнести и распространение мировых религий, и европеизацию одежды в странах Востока, и заимствования систем письменности (китайская иероглифика, латиница, кириллица), и лексические заимствования (так, к примеру, слова “ yes ”, “ o"key ” считаются многими как западными, так и восточными народами их собственной языковой принадлежностью), и особенно - распространение технических изобретений и усовершенствований.

Способность культуры к изменению во многом определяет саму возможность ее развития. Если же внутренние или внешние обстоятельства создают в обществе те потребности, которые не могут быть удовлетворены на основе традиций данной системы, это открывает двери для их трансформации, а то и замещения традиций заимствованными инновациями, причем, одно изменение, как по цепочке, тянет за собой другие. Так, в ранний аббасидский период исламские ученые ревностно изучали и осваивали индийскую медицину, математику, астрономию. В тот же период в исламской цивилизации шло освоение греческой логики и философии, и тогда же “верхушка” мусульманского мира перенимала принципы иранского администрирования и компоненты иранского политического мышления. Каковы причины такого “массированного” заимствования? Контакт все еще наивной исламской теологии с разработанными теологическими системами соседей и побежденных народов требовал формирования системы логического мышления. Персидская система административного управления была воспринята для того, чтобы устранить испытывавшиеся правительством затруднения, которые оно не могло решить за недостатком собственного опыта в этой сфере. Изучение же медицины диктовалось очевидной необходимостью. Но одновременно с этим арабы не приняли ни индийских технологий, ни индуизма или христианства. Из этого примера видно, что заимствования возникают с целью восполнения “дефицита” в какой-либо сфере культуры и далеко не всегда ведут к ее коренному преобразованию. Сам менталитет этноса является причиной того, что в нем приживаются далеко не все инновации. Все нововведения проходят своеобразный отбор с точки зрения их согласованности или несогласованности с ментальными установками и традиционными ценностями и принимаются или отторгаются в зависимости от того, насколько “новое” соответствует “старому”.

Всякая культура сочетает традиции и новации. В зависимости от соотношения традиций и новаций можно выделить традиционный и инновационный тип культуры.

Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. Ее характерные черты:

♦ неукоснительное следование образцам поведения, усвоенным с детства от старших. Подражание и послушание обеспечивают сохранение социального опыта и передачу его от поколения к поколению. Решения и указания старейшин - хранителей социального опыта - беспрекословно выполняются;

высокий уровень нормативности, охватывающей все стороны жизни людей. Множество различных запретов - табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию. Господство коллективистского и конформистского духа в сознании людей;

♦ нетерпимость ко всему чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобия ). Осуждение попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности.

Понятно, что традиционная культура ставит преграды переменам в образе жизни и мышления людей. Следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

346 Часть III. Динамика культуры

В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью. Ее отличают следующие черты:

♦ размывание шкалы жизненных ценностей. Разнообразные девиации поведения не встречают особого негодования в обществе. Расшатывание морали, падение нравов;

♦ ослабление нормативности культуры. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Рост автономии личности, возможность самостоятельного определения жизненных целей, идеалов, форм и средств деятельности. Свобода личности - одна из важнейших ценностей;

♦ создание благоприятных условий для развития творчества, социальное признание его результатов. Интенсивное развитие искусства, науки, техники, высокий престиж знаний, образованности. Критичность и самостоятельность мышления. Вера в мощь человеческого разума.

Инновационная культура стимулирует развитие производства и потребления. Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Она и не могла быть иной: слишком мал еще был арсенал средств борьбы за существование, и драгоценные крупицы опыта предков, который дал людям возможность устоять в этой борьбе, необходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить. Архаические родоплеменные культуры существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Традиционными были и культуры, возникшие в государствах Древнего мира - Египте, Китае, Индии, Малой Азии. В странах Востока и ряде мусульманских государств они во многом продолжают оставаться такими вплоть до современности. Черты традиционной культуры можно обнаружить в наши дни у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации.



Культура средневековой Европы (включая Россию) также носила традиционный характер. Начиная с эпохи Возрождения, в западных странах происходит формирование инновационной культуры. В Новое время религия теряет прежнюю власть над умами людей. Возникает свободомыслие, изменяется отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватывает философию, искусство, науку, технику. Это приводит к существенным сдвигам во всех областях общественной

Глава 13. Механизмы культурной динамики 347

Глава 13. Механизмы культурной динамики 353

Есть общие тенденции, существующие на протяжении всей истории человечества - например, рост объема знаний, увеличение словарного состава языка. Есть и частные, действующие в культуре какого-то народа сравнительно недолго - например, ослабление нравственности в итальянском обществе эпохи Возрождения, распространение французского языка среди русской знати с конца XVIII до начала XX века. В истории культуры часто рост какого-либо параметра постепенно затухает и затем начинается его уменьшение, и наоборот. В результате образуются волны и циклы.

Н. Д. Кондратьеву принадлежит открытие циклов в развитии экономики длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева) 1 . На протяжении каждого цикла экономический подъем сменяется спадом. При этом существует тенденция исторического роста экономики. На рис. 13.1 изображены хронологические рамки кондратьевских волн 2 .

Рис. 13.1. Хронологические рамки кондратьевских волн

Волны, подобные кондратьевским в развитии экономики, наблюдаются и в развитии различных областей культуры. Й. Шумпетер и Л. Лоу связали открытые Кондратьевым циклы с волнами изобретательской активности. Так, во время первого кондратьевского цикла (1780-1840-е годы) произошла замена водяного колеса паровой машиной, древесины - углем и железом, возникла текстильная промышленность; во втором цикле (1840-1890-е годы) в жизнь вошли железные дороги и пароходы, железо стало уступать место стали; третий цикл (1890-1930-е годы) связан с повсеместным применением электричества, созданием двигателя внутреннего сгорания, развитием химии.

1 См.: Проблемы экономической динамики. - М., 1989.

2 Кондратьев разрабатывал свою теорию в 1920-х годах, и его анализ доведен до начала «понижательной волны» 1914-1920-х годов. Примерные сроки следующих волн добавлены мною

354 Часть III. Динамика культуры

Глава 13. Механизмы культурной динамики 357

ектории движения внутри конуса неизбежно приводят к аттрактору. Пока система движется к аттрактору, это определяет направление ее эволюции, так что ход ее изменения в общих чертах можно предвидеть. Но вблизи предельных состояний состояние ее становится неустойчивым, и возникает веер возможностей. Выбор какой-то одной из них может зависеть от незначительных случайных обстоятельств и потому становится непредсказуемым. Неустойчивые состояния, из которых система может эволюционировать по-разному, называют точками ветвления, или точками бифуркации (от англ. fork - вилка) 1 , а различные пути дальнейшего развития - бифуркационными ветвями.

В синергетике процессы эволюции системы изображаются с помощью бифуркационных диаграмм (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Бифуркаиионные диаграммы

У - характерный параметр системы

(уровень сложности, организации, дифференциации и т. д.);

Х 1 , Х 2 , Х 3 , Х 4 - точки бифуркации;

Y 0 - величина параметра Y в точке Х 2 .

Устойчивые решения

Неустойчивые решения

В точке Х 4 нижняя бифуркационная ветвь ведет к соскальзыванию системы на нижнюю ветвь предыдущей бифуркации

К 1 и К 2 - конусы аттракторов

Точнее было бы говорить не о би-, а о полифуркации, так как исходящих из точки ветвления траекторий может быть много.

358 Часть III. Динамика культуры

Синергетическая трактовка динамики культуры объясняет волнообразный характер культурных процессов. Волны возникают потому, что в эволюции диссипативных систем фазы роста упорядоченности чередуются с фазами усиления хаоса. Подъемы и спады волн характеризуют эволюционный тип развития культурной системы, а верхние и нижние «точки перегиба» в каждом цикле соответствуют моментам неустойчивости и взрыва, меняющего направление развития системы.

Постепенная эволюция культурной системы представляет собою движение ее в конусе аттрактора. При этом может происходить как интеграция и подъем мощного культурного движения, так и его разложение, идейный разброд и спад. Взрывной же процесс возникает при приближении к точке бифуркации. Непредсказуемость хода событий в этом процессе обусловливается наличием различных бифуркационных ветвей, выбор из которых не предопределен заранее. Правда, непредсказуемость эта относительна: выбор бифуркационной ветви свободен, но ограничен, поскольку ограничено число аттракторов и ведущих к ним бифуркационных ветвей.

В бифуркационные моменты развития общества возникают периоды, когда ломаются принятые нормы поведения, наступает свобода нравов, расшатываются устаревшие устои и ограничения, растет хаос. Но затем приходит эпоха «нормального», более или менее плавного развития, в которую совершается отбор и закрепление оправдавших себя форм поведения. В результате устанавливается новая социальная организация, на новом уровне ограничивающая хаос определенным порядком.

Динамика идеалов

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения - обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. Эти образцы усваиваются с детства от старших. Подражание и послушание - важнейшие условия, обеспечивающие их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. С этим связано обязательное для традиционного общества почитание старейшин, которые выступают как хранители накопленного социального опыта, учителя и судьи, чьи решения и указания должны беспрекословно выполняться.

Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Она устанавливает множество различного рода запретов - табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодолимость таких канонов обеспечивается их сакрализацией - принятием как священных, божественных установлений. Религиозно-мифологические представления, освящающие обычаи и образцы поведения, - необходимый компонент традиционной культуры: когда над умами людей властвует вера в сверхъестественные силы, которым нельзя не подчиняться, не допускается критическое отношение к множеству правил, норм, запретов, имеющих иррациональный характер и не поддающихся рациональному истолкованию. Люди даже не помышляют отступить от принятых норм поведения, а если кто-то и осмеливается, то общество немедленно карает его или же он ждет наказания от богов. Общественное мнение имеет огромную силу. В сознании людей господствует коллективистский и конформистский дух, в котором видится проявление воли богов ("глас народа - глас Божий").

Все, что нарушает "заветы отцов и дедов", встречает в обществах с традиционной культурой настороженность и опаску, поэтому для таких обществ характерны ксенофобия (неприязнь и нетерпимость ко всему чужому, иноземному, пришедшему из другой культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Понятно, что традиционная культура ставит преграды всяким переменам в образе жизни и мышления людей. Закономерным следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

Инновационная культура, в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична. Оно не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению разнообразных девиаций поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности.

Вместе с тем коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности. Одной из важнейших ценностей становится свобода личности. Либеральное отношение общества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты которого получают социальное признание и входят в жизнь. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Творческие личности - художники, поэты, ученые - пользуются авторитетом и уважением.

В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе не пугают, а, скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому - один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе.

В культурологической концепции A.C. Ахиезера различие между традиционной и инновационной культурами (он называет их традиционным и либеральным типом цивилизации) связывается с особенностями мышления людей. При столкновении альтернативных идей (порядка - хаоса, любви - ненависти, оптимизма - пессимизма и т.п.) люди ищут выхода либо путем инверсии - принятия одной из этих альтернатив, либо путем медиации - поиска пути к их сочетанию и синтезу. Инверсивное мышление оперирует лишь готовыми решениями и находится под влиянием эмоций. Медиативное же мышление сопряжено с творческими усилиями по созданию новых идей, с помощью которых преодолевается односторонность альтернативных позиций. Инверсивная логика мышления нацеливает человека на "ценность воспроизводства", вращение в одном и том же кругу понятий, непримиримость к чужому мнению и борьбу со всем, что выходит за рамки привычных коллективных установок. Она доминирует в традиционных культурах. Медиативная логика, наоборот, настраивает на "ценность прогресса", изменение первоначально занятых позиций, учет иных мнений, анализ и обобщение различных взглядов, их творческое развитие, приводящее к формированию новых смыслов. Она характерна для инновационных культур. Результатом медиации является то, что Ахиезер вслед за Бердяевым называет срединной культурой, т.е. культурой, рождающей смысловое поле, в котором открывается возможность найти новое решение проблемы, несводимое к старым, крайним полюсам. В конечном счете вся культура развивается как продукт медиации - срединная культура, преодолевающая ограниченность ранее сложившихся культурных форм.

Следует напомнить, что в типологии культуры речь идет об идеальных типах. Реальные, исторически существовавшие общества не обязательно полностью и в точности обладают всеми чертами, которые характерны для какого-либо из них. Далеко не всегда можно однозначно отнести конкретную культуру к традиционному или к инновационному типу. Но во многих случаях для этого имеются достаточные основания.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Она и не могла быть иной: слишком мал еще был арсенал средств, с помощью которых люди вели борьбу за существование, и драгоценные крупицы опыта предков, который дал им возможность устоять в этой борьбе, необходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить. Архаические родоплеменные культуры были невероятно устойчивы - они существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Даже в XX в. этнографы находили в Африке, Австралии, Южной Америке, Океании племена, сохранившие первобытный образ жизни. Традиционными были и культуры, возникшие в государствах Древнего мира: Египте, Китае, Индии, Малой Азии.

Культура средневековой Европы (включая Россию) также носила традиционный характер. Однако эпоха Возрождения ознаменовала поворотный пункт европейской истории. С ее приходом в западных странах началось формирование инновационной культуры. В Новое время религия потеряла прежнюю власть над умами людей. Возникло свободомыслие, изменилось отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватил философию, искусство, науку, технику. Это привело к существенным сдвигам во всех областях общественной жизни. К XX столетию инновационный тип культуры стал господствующим в Западном мире. Об этом свидетельствовало широкое распространение здесь таких его признаков, как научно-техническая революция, постоянно ускоряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художественных стилей, непрерывное обновление условий повседневной жизни, калейдоскоп капризов моды, лихорадочная погоня за новшествами во всех областях жизни. В наши дни черты традиционной культуры еще можно обнаружить у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации. Во многом продолжают оставаться традиционными культуры стран Востока и ряда мусульманских государств. По имеющимся прогнозам в XXI в. будет происходить дальнейшее развитие инновационной культуры, связанное с техническим прогрессом средств информации и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, открытиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т.д.

Всякая культура сочетает традиции и новации. В зависимости от соотношения традиций и новаций можно выделить традиционный и инновационный тип культуры.

Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. Ее характерные черты:

· Неукоснительное следование образцам поведения, усвоенным с детства от старших. Подражание и послушание обеспечивают сохранение социального опыта и передачу его от поколения к поколению. Решения и указания старейшин – хранителей социального опыта – беспрекословно выполняются.

· Высокий уровень нормативности, охватывающей все стороны жизни людей. Множество различных запретов – табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию. Господство коллективистского и конформистского духа в сознании людей.

· Нетерпимость ко всему чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобия ). Осуждение попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности.

Понятно, что традиционная культура ставит преграды переменам в образе жизни и мышления людей. Следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

В инновационной культуре , наоборот, новаторство доминирует над традиционностью. Ее отличают следующие черты:

· Размывание шкалы жизненных ценностей. Разнообразные девиации поведения не встречают особого негодования в обществе. Расшатывание морали, падение нравов.

· Ослабление нормативности культуры. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Рост автономии личности, возможность самостоятельного определения жизненных целей, идеалов, форм и средств деятельности. Свобода личности - одна из важнейших ценностей.

· Создание благоприятных условий для развития творчества, социальное признание его результатов. Интенсивное развитие искусства, науки, техники. высокий престиж знаний, образованности. Критичность и самостоятельность мышления. Вера в мощь человеческого разума.

Инновационной культура стимулирует развитие производства и потребления. Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной .

Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Она и не могла быть иной: слишком мал еще был арсенал средств борьбы за существование, и драгоценные крупицы опыта предков, который дал людям возможность устоять в этой борьбе, необходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить. Архаические родоплеменные культуры существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Традиционными были и культуры, возникшие в государствах Древнего Мира - Египте, Китае, Индии, Малой Азии. В странах Востока и ряде мусульманских государств они во многом продолжают оставаться такими вплоть до современности. Черты традиционной культуры можно обнаружить в наши дни у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации.



Культура средневековой Европы (включая Россию) также носила традиционный характер. Начиная с эпохи Возрождения, в западных странах происходит формирование инновационной культуры. В Новое время религия теряет прежнюю власть над умами людей. Возникает свободомыслие, изменяется отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватывает философию, искусство, науку, технику. Это приводит к существенным сдвигам во всех областях общественной жизни. К ХХ в. инновационный тип культуры становится господствующим в Западном мире. Симптомы его очевидны: научно-техническая революция, постоянно ускоряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художественных стилей, непрерывное обновление условий жизни, лихорадочная погоня за новшествами во всех областях жизни. Прогнозы на XXI в. обещают дальнейшее развитие инновационной культуры, связанное с техническим прогрессом средств информации и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, открытиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т.д.

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складываются по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре наоборот. Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование обычаям, ритуалам. Эти образцы поведения усваиваются с детства от старших. Подражание и послушание-важнейшее условие, обеспечивающее их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. Еще одна черта-почетание старейшин, кот. выступают как хранители накопленного соц. опыта. Присущ высокий уровень нормативности. Она устанавливает множество различного рода запретов-табу, кот. не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию. Огромную силу имеет общественное мнение. В сознании людей господствует коллективистский и конформистский дух, в кот. видится проявление воли богов. Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречается с настороженностью и опаской, поэтому характерна ксенофобия и осуждение любых попыток творчества. Эта культура ставит преграды всяким переменам в образе жизни и мышлении людей. Общество веками остается почти неизменным. Инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережливым сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Вместе с тем личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы. Либеральное отношение к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты кот. получают социальное признание и входят в жизнь. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Здесь высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Перемены в обществе не пугают, а радуют. Однако общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной.

Характеристика субкультуры

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультурные тенденции во многом обусловлены стремлением любой культуры, обладающей статусом официальности, заполнить собой все отсеки жизни, стать универсальностью и тотальностью. Любая же унификация всегда порождает альтернативу. Допустимо говорить об особых кодексах правил и моральных норм внутри субкультурных образований. СК обладают герметичностью и стойкостью, они способны воспроизводиться достаточно долгое время.

Культурные созидательные импульсы, исходящие от СК, интегрируются в общее русло ведущих тенденций эпохи, выступая своеобразной вариацией, пусть даже очень яркой, общей культурной панорамы. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная, стилю жизни (корпоративные СК). Таким образом, субкультура - это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом ннституционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

Субк-ра - это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. Субк-ра выраб-ет свои особенные стандарты, образцы, свой стиль, свой кодекс правил и норм поведения. Субк-ры в известн. мере автономны, закрыты, не претенд. на то, чтобы закрыть собой господст