Гегелевский принцип тождества мышления и бытия кратко. Тождество бытия и мышления

«Тождество» мышления и бытия Гегеля означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как творец бытия.

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир -- это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, -- лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Уже в первой своей работе «Жизнь Иисуса» Гегель изобразил Бога как проповедника нравственности, опирающегося, прежде всего на разум. Чистый, не знающий пределов разум, по мысли Гегеля, и есть само божество. «Идея в высшем ее значении, Бог, есть истинно истинное». Уже в первых работах Гегеля обнаружилась центральная мысль всей его философской системы: абсолютизация идеального, отождествление категорий мышления и Бога.

Конечно, Бог, о котором идет речь в философии Гегеля, не вполне соответствует официальной религиозной догматике, не совсем традиционен. Гегелевские представления о Боге очень близки к пантеизму, основы которого были заложены еще Дж. Бруно и Б. Спинозой. Как и для этих философов, Бог для Гегеля -- общая субстанция, растворенная во всем. Но для Гегеля лишь в сфере идеального, в форме мышления Бог выступает в наиболее чистом виде. Именно поэтому философия и религия близки, имеют один и тот же предмет -- абсолют, чистую идею, Бога.

Гегель вошел в историю философии в качестве создателя самой обширной философской системы. Наиболее полное и целостное изложение ее содержится в его фундаментальной работе «Энциклопедия философских наук» (1817), которую в последующих изданиях называли «Система философии», что более точно отражает замысел автора.

Гегель подразделяет «Энциклопедию» на три части: логику, философию природы и философию духа . Этот порядок следования частей «Энциклопедии» в точности соответствует логической последовательности проблем, рассматриваемых в философской системе Гегеля.

В этой и ряде других работ Гегель представил развитие природы, общества и культуры как единый, целостный процесс. Основу его составляет развитие абсолютной идеи, высшей субстанции, божественной силы.

Вот еще на одном конкретном примере рассмотрим тождество мышления Гегеля. Возьмем одну из ранних работ Гегеля - «Феноменологию духа» (1807), которую принято считать ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, то есть некая схема логического развития познания от самой низшей его формы - чувственной достоверности до предельно возможной - «абсолютного знания». Не забудем, что по Гегелю, есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых парах оно (сознание) об этом не догадывается и поэтому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, то есть нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свое внимание на себя, становясь объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь свою всеобщность, увидеть в себе всю полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии :

  • * Логика - безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
  • * Природа - понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;
  • * Дух - история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума - в самопознании.

Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкция получилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и не очень-то внятной: какой-то «дух», как в сказках, мистическим образом сама себя (и других) творящая, да еще и стремящаяся к познанию своего творения «абсолютная идея» и т.п . Попробуем отыскать в этой причудливой гегелевской терминологии какой-либо приемлемый смысл.

Если слегка поразмышлять над устройством мироздания в целом, то легко заметить, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован, по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части его как-то очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природы обнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе - закономерность. Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок и организованность, целесообразность, которые человечество пытается по мере сил понять и выразить в научных законах и целых теориях («…он [человек]…снимает с окружающего мира покров его живой, цветущей действительности и разлагает его в абстракции».) Гегель. Эстетика:[ в 4 т. - М.: Мысль, 1968. - Т. 1. - с. 60. ]При этом любая теория ввиду принципиально неустранимой ограниченности человеческих сил и возможностей всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна. Но миру-то нет никакого дела до наших ограниченных возможностей, он должен существовать и, очевидно, существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации и порядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий по своим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. Каков же философский статус этого абсолюта: к материальным или идеальным объектам его можно отнести? У Гегеля «родство» абсолютного начала реальности и человеческого сознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности, составляющей основу нашего мира - духовный, т.е. сродни мышлению, разуму, абстракции.

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. "Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так продолжалось дальше в сторону ухудшения…"

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:

  • · Логика - безличное, "чистое", т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
  • · Природа - понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, "инобытие"; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;
  • · Дух - история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума - в самопознании.

Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкция получилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и не очень-то внятной: какой-то "дух", как в сказках, мистическим образом сама себя (и других) творящая, да еще и стремящаяся к познанию своего творения "абсолютная идея" и т.п. Попробуем отыскать в этой причудливой гегелевской терминологии какой-либо приемлемый смысл.

Если слегка поразмышлять над устройством мироздания в целом, то легко заметить, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован, по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части его как-то очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природы обнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе - закономерность. Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок и организованность, целесообразность, которые человечество пытается по мере сил понять и выразить в научных законах и целых теориях ("…он [человек]…снимает с окружающего мира покров его живой, цветущей действительности и разлагает его в абстракции".) При этом любая теория ввиду принципиально неустранимой ограниченности человеческих сил и возможностей всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна. Но миру-то нет никакого дела до наших ограниченных возможностей, он должен существовать и, очевидно, существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации и порядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий по своим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. Каков же философский статус этого абсолюта: к материальным или идеальным объектам его можно отнести? У Гегеля "родство" абсолютного начала реальности и человеческого сознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности, составляющей основу нашего мира - духовный, т.е. сродни мышлению, разуму, абстракции.

Для истории философии такая убежденность - далеко не новость. В ней можно найти немало попыток ухватить, понять или хотя бы обозначить ту бесплотную реальность, которая придает миру упорядоченный и закономерный порядок. В древнекитайской философии реальность эта получила название "дао" (некий незыблемый порядок естественного хода вещей); древнегреческий философ Анаксагор обозначил ее словом "нус" (ум); Платон применил для той же цели понятие "эйдос" (идея). Так что Гегель, постулируя в качестве фундаментального начала "мировой дух", особых Америк не открывал. Своеобразие его построений заключалось в другом: "мировой разум" у Гегеля получился в итоге каким-то очень живым, беспокойным, ищущим, в общем, весьма живописным субъектом, несмотря на всю свою безличность. Он очень динамичен, этот "дух": постоянно занят перевоплощением, реализуясь то в природе, то в человеческой истории; то ищет свое отражение в зеркале искусства и религии, то созерцает себя в философских абстракциях. Но в итоге, развивая человеческую историю, мировой дух оказывается этаким "прогрессистом" образца XIX века, вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.

Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главным образом в следующем:

) представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а, следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;

) усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

) последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

Ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя принято считать одну из ранних его работ "Феноменология духа" (1806), которая является своеобразным введением в гегелевскую систему. Это одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого ученого. Содержание этой книги составляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, т.е. некая схема логического познания от самой низшей его формы - чувственной достоверности - до предельно возможной - "абсолютного знания". Не забудем, что, по Гегелю, сознание человека есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых порах оно (сознание) об этом не догадывается и потому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, т.е. нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. "Предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некоторое представление или даже только название; лишь в определениях мышления и понятия он есть то, что есть. Поэтому в действительности дело в них одних; они истинный предмет и содержание разума, и все то, что обычно понимают под предметом и содержанием в отличие от них, имеет значение только через них и в них".

Общий "вес" вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения" - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин "снятие" здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. "…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия".

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей ("Наука логики"), затем в форме инобытия или природы ("Философия природы") и, наконец, в различных формах духа - праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. ("Философия духа").

"Чистые логические сущности" первой фазы развития абсолютной идеи - это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы "ожили", стали "текучими", порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования", и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и "погашены" противоположности.

Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории "чистого бытия" - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о "чистом бытии" в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, оно существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории - "ничто" (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать). "Ничто" отрицает "чистое бытие вообще".

Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть "становление", третья категория, выражающая синтез "чистого бытия" и "ничто". Внутри "становления" уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому "становление" разделяется на категории "уничтожение" и "возникновение", которые, в свою очередь, порождают категорию "наличное бытие". Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией "качества", т.е. "тождественной с бытием определенностью". Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой "количество", а их противоречивое единство дает категорию "мера" (т.е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Вот таким примерно способом и строится в "Науке логики" гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

Гегель, так же как и Шеллинг, полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного субстанциального первоначала.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие – диалектические противоположности, неотделимые друг от друга. Поэтому Гегель утверждал, что «истинной философией является не философия тожества, а философия, принципом которой является некое единство, которое есть деятельность, движение, отталкивание и, следовательно, в различении вместе с тем тожественно с собою».

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество бытия и мышления, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю, – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Соответственно этому единство (и различие) между бытием и мышлением, между предметом мысли и самой мыслью есть необходимое выражение сущности мышления, которое, мысля самое себя, делая себя предметом мышления, объектом, тем самым «раздваивается», разделяется на субъективное и объективное.

Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление, разум рассматривается Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. Поэтому Гегель считал себя продолжателем пантеистической философской традиции и утверждал, что всякая подлинная философия пантеистична.

Стремясь последовательно провести принцип тождества бытия и мышления, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т. е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» – человечество, человеческая история.

Все эти положения Гегель впервые высказал и пытался обосновать в «Феноменологии духа». В первой части этого труда Гегель рассматривает отношение сознания к предмету, противостоящему ему извне как предмет познания. Анализируя это отношение, Гегель приходит к выводу, что предмет познаваем, поскольку его сущность носит духовный, логический характер. Сознание открывает в предмете свою собственную сущность и благодаря этому поднимается до самосознания. Самосознание соотносится уже не с вешними предметами, а с другими самосознаниями, из чего возникают, согласно Гегелю, различные социальные отношения (например, отношение раба и господина), которые рассматриваются как форма развития, обогащения самосознания человечества на пути к абсолютной истине и разумному общественному строю, в котором полностью осуществится и будет всесторонне реализовано внутренне присущее абсолютной идее бесконечное богатство содержания.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению!) присущее содержание; оно де не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это – обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление, наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа.

В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений (правда, высшее на Земле) некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – абсолютной идеи, т. е. бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

Действительным Гегель называл не все то, что существует, а лишь наиболее важное, существенное, исторически необходимое. Поэтому было бы неправильным рассматривать положение Гегеля о разумности действительности как апологию всего существующего. Только действительность (необходимость) разумна, да и то лишь до тех пор, пока сохраняются обстоятельства, обусловливающие ее необходимость. Вторая половина тезиса Гегеля – все разумное действительно – означает, что разумное не беспочвенно: все разумные человеческие идеалы представляют собой не недосягаемые мечтания, а нечто осуществляющееся в действительности.

Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, – объективную реальность.

Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, это процесс мышления, содержащий в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей». Таким образом, понятие «абсолютной идеи», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о боге, правда освобожденным от обычно приписываемых ему религией человеческих черт.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по его учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой «бесконечную, творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит на голову действительное отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи. Поэтому Гегель писал: «Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие». Как ни фантастично это утверждение, в нем имеется глубокая и правильная мысль об огромном значении понятия в мышлении, о его относительной независимости от чувственных данных, из которых оно исходит, далеко выходя вместе с тем за их пределы.

Во времена Гегеля в науке господствовал узкий эмпиризм, недоверие к теоретическому мышлению, стремление ограничить исследование одними лишь чувственно наблюдаемыми фактами. Ученые эмпирики рассматривали понятия лишь как простые названия, обозначения совокупностей чувственно воспринимаемых фактов. Против этой недооценки теоретического мышления выступал Гегель. Однако он противопоставлял эмпиризму не научное понимание роли теоретического мышления (которое еще не было разработано в те времена), а идеалистический взгляд о всемогуществе понятия, мышления, идеи. Таким образом, в идеалистическом учении Гегеля важное положение о том, что понятие есть высшая форма отражения действительности, получило извращенное истолкование: понятие противопоставляется чувственно воспринимаемой действительности. Тот факт, что в понятиях перерабатываются чувственные данные, следствием чего являются теоретические выводы, недоступные непосредственному чувственному наблюдению, Гегель истолковывает так, будто понятие (познание) порождает из себя чувственно наблюдаемые явления, связи, закономерности. Каждое достижение науки с этой точки зрения не есть все более глубокое отражение мира, а есть самопознание «абсолютной идеей» (проявление которой представляет собой наука) внутренне присущего ей содержания.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление бытия и мышления, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также познание человечеством бога и тем самым самого себя. Практическая, материальная деятельность людей также сводится к познанию, самопознанию.

Энгельс следующим образом характеризует этот исходный пункт гегелевской системы: «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой то „идеи“, существовавшей где то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля

релевантные научные источники:

  • Философия ответы к зачёту

    | Ответы к зачету/экзамену | | docx | 0.26 Мб

    1. Философия, ее предмет, основные функции. 4 2. Структура философского знания, специфика его проблем. 4 3. Миф, религия, философия как исторические формы мировоззрения. Становление научной картины

  • ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЛЮДВИГА И ЕЙЕРБАХА

    Й.ЭЛЕЗ | | Научная книга | 1971 | docx | 0.37 Мб

    В книге выявляется то новое, что внесено Фейербахом в развитие материалистической философии. Автор показывает несостоятельность попыток буржуазных марксологов и «неомарксистов» выдать свою

  • Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления

    | Лекция(и) | | docx | 0.03 Мб

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии. Сенсуалистическая теория познания.

Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К.Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

Задания к семинару

1. : антропологический материализм, абсолютная идея, базис, гегемонизм, диалектический материализм, идеология, «инобытие», иррационализм, исторический материализм, надстройка, опредмечивание, отчуждение, практика, распредмечивание, триада, феноменология.

2. Среди ниже перечисленных понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Г. Гегеля:


a. тождество

b. противоречие

c. количество

d. качество

f. абсолютная идея

g. относительная идея

h. пространство

i. различие

j. материя


3. Перечислите общественно-экономические формации, которые выделял Карл Маркс. Объясните , по какой причине происходит их смена.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как Иммануил Кант рассматривает процесс познания?
  2. Что такое трансцендентальный субъект в философии И. Канта?
  3. Объясните понятия «трансцендентный», «имманентный», «трансцендентальный».
  4. В чем заключается категорический императив И. Канта?
  5. В чем сущность натурфилософии Г.В.Ф. Шеллинга?
  6. Что такое «абсолютная Идея» по Георгу Гегелю?
  7. Как протекает процесс саморазвития Абсолюта?
  8. Что служит источником развития и саморазвития в учении Г. Гегеля?
  9. Как Людвиг Фейербах объясняет происхождение религии?
  10. В чем сущность «религиозного отчуждения» в учении Л. Фейербаха?
  11. Как проявляется антропологический принцип в теории познания Фейербаха?
  12. В чем заключается критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегелевской диалектики?
  13. В чем суть учения К. Маркса об отчуждении?
  14. В чем заключается материалистическое понимание истории К. Маркса?

Тема № 8: Становление неклассической философии.

Позитивизм. Прагматизм. Неокантианство (4)

Основные принципы и направления неклассической философии. Сциентизм и антисциентизм. Основные этапы развития позитивизма.

2. Позитивизм О. Конта. Программа преобразования науки в философию. Закон «трех стадий» О. Конта. Позитивизм Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эволюционизм и социология Г. Спенсера.

Второй» позитивизм (эмпириокритицизм). Особенности эмпириокритицизма. Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория «нейтральных элементов опыта» Э. Маха.

Синтез европейских философских идей в прагматизме (Ч. Пирс, В. Джемс, Дж. Дьюи).

Неокантианство. Судьба кантовского наследия в марбургской (Г.Коген, П.Наторп) и баденской (В.Винделъбанд, Г.Риккерт) школах.

Задания к семинару

1. Дайте определения следующим понятиям : антисциентизм, метафизика, махизм, позитивизм, рационализм, социология, сциентизм, теория равновесие, эволюция, эмпириокритицизм, позитивизм, прагматизм, неокантианство, утилитаризм, ценность.

2. Сравните марбургскую и баденскую школы неокантианства и расскажите об их отличиях друг от друга.

3. Перечислите основные этапы развития позитивизма и дайте их краткую характеристику.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем сущность сциентизм и антисциентизма?
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития позитивизма.
  3. Какова программа преобразования О. Контом науки в философию?
  4. В чем смысл контовского закона «трех стадий»?
  5. В чем суть эволюционизма Герберта Спенсера?
  6. Чем характеризуется эмпириокритицизм?
  7. В чем состоит программа «очищения опыта» Рихарада Авенариуса?
  8. Расскажите о теории «нейтральных элементов опыта» Эрнста Маха.
  9. Как и какие европейские философские идеи синтезируются в прагматизме?

Тема № 9: Философия жизни и феноменология (2)

Иррационализм Артура Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

Философия жизни» Фридриха Ницше. Понятие «жизнь и «воля к власти». Иррационализм Ницше в теории познания. Представление о сверхчеловеке. Критика Ницше христианства.

Интуитивизм и «творческая эволюция» Анри Бергсона.

Феноменология Эдмунда Гуссерля. Разработка Гуссерлем онтологической и гносеологической проблематики. Понятие «жизненного мира».

Задания к семинару

1. Дайте определения следующим понятиям : «воля к власти», «жизненный мир», интенциональность, интуиция, иррационализм, нигилизм, «творческая эволюция», феноменология, феноменологическая редукция.

2. Расскажите о специфике понимании «жизни» в философских концепциях Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея.

3. Расскажите , в чем видел причины кризиса европейских наук и европейской культуры Эдмунд Гуссерль.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем сущность иррационализма Артура Шопенгауэра?
  2. Каковы онтологические представления Артура Шопенгауэра?
  3. Расскажите о понятиях «жизнь» и «воля к власти» в философии Фридриха Ницше?
  4. В чем сущность иррационализма Ницше в теории познания?
  5. Каково представление Ницше о сверхчеловеке?
  6. В чем состояла критика Ницше христианства?
  7. Каковы основные идеи теории «творческой эволюции» Анри Бергсона?
  8. Назовите основные онтологические и гносеологические идеи феноменологии Эдмунда Гуссерля?

Тема № 10: Экзистенциализм (2)

Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».

Сёрен Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. Критика им объективизма Георга Гегеля. Христианско-экзистенциальная антропология С. Кьеркегора.

Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» Альбера Камю.

Экзистенциальная диалектика Жан-Поля Сартра.

Экзистенциальные идеи в творчестве Карла Ясперса, Хосе Ортега-и-Гассет и Мартина Хайдеггера.

Задания к семинару

1. Дайте определения следующим понятиям : абсурд, выбор, ответственность, свобода, существование, сущность, проект, экзистенция.

2. Перечислите основные экзистенциальные идеи в творчестве К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассет и М. Хайдеггера.

3. Дайте общую характеристику экзистенциализма и расскажите о специфике экзистенциальных направлений.

4. Подготовьте сообщения о ниже перечисленных современных философских направлениях (по выбору):

a. герменевтика

b. структурализм

c. постмодернизм

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое экзистенция?
  2. В чем суть христианско-экзистенциальной антропологии Сёрена Кьеркегора?
  3. Какова роль свободы личности в «мире абсурда», по мнению Альбера Камю?
  4. Как А. Камю формулирует смысл жизни человека в «философии абсурда»?
  5. Расскажите об экзистенциальной диалектике Жана Поля Сартра. Какие виды свободы существуют? Что такое ответственность, выбор, проект?
  6. В чем смысл учения о подлинном и неподлинном человеческом существовании?

Литература к разделу II

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

2. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1988.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Наука, 1964.

5. Добрынина В.И. Философия 20 века. М., 1997.

1. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. М., 1994.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

6. История философии. / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.

7. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х т. Под ред. Н. Мотрошиловой. М., 1995.

8. Коплстон Ф. История философии 20 век. М., 2002.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века. М., 1983.

10. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. М., 1976.

11. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1991.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. М., 1996.

13. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.

14. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков. М., 1984.

15. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

16. Средневековье. СПб., 1994.

17. Тарнас Р. История (страсть) западного мышления. М., 1995.

18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.

19. Чанышев А.И. Философия древнего мира. М., 2001.

Раздел III. История русской философии (10)

Тема № 11: Русская философия XIX-XVIII веков (4)

Становление русской философии. Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси.

Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Основные идеи богословско-философских сочинений: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Вл. Мономаха, «Моление» Даниила Заточник, «Изборники» 1073 и 1076 годов.

Становление русской средневековой философии в XIV-XVII веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры.

4. Философские направления XVIII века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

Задания к семинару

1. Дайте определения следующим понятиям : иосифляне, нестяжатели, старообрядчество, раскол, масонство, исихазм.

2. Перечислите три способа обоснования бессмертия души, сформулированные А.Н. Радищевым. Сравните данные способы с обоснованием бессмертия души, предлагаемые западными философами.

3. Перечислите особенности философской мысли русского Просвещения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается русская философия от западной?
  2. Каково влияние православия и языческой культуры на русскую философию?
  3. В чем суть тезиса «Москва – третий Рим?
  4. В чем заключается историософская направленность книги митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати»?
  5. В чем суть мировоззренческого спора между иосифлянами и нестяжателями?

Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.

Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.

Основной формой мышления является понятие. Оно, по его учению, "есть начало всякой жизни" и представляет собой "бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником".

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием "абсолютной идеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как "абсолютная идея", которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.

20Г.Гегель о человеке и обществе.
Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его философия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа "бесконечного, всеобщего и свободного". В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества. Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует "идее государства". Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства.