Царская Россия. Высшее образование для женщин

20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России.

Их организаторами были известные общественные деятели А.П.Философова, Н.В.Стасова, О.А.Мордвинова, В.П.Тарновская, Н.А.Белозерская, Е.И.Конради, М.А.Менжинская, а также профессора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, К.Н.Бестужев-Рюмин. Первым директором курсов стал историк К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии это заведение стало называться в его честь.

На курсы записалось 814 человек (постоянные слушательницы и вольнослушательницы). Бестужевские курсы были частным учебным заведением, Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли лишь 3 тысячи рублей в год, в основном курсы содержались на средства Общества для доставления средств Высшим женским курсам.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. курсы получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов. В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Бестужевские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 год, а в 1918-ом курсы, в качестве Третьего Петроградского университета, были соединены с Первым Петроградским университетом. Высшие женские курсы вошли в историю русского просвещения как единственное высшее женское учебное заведение, пережившее реформы 1880-х годов (остальные - с середины 1880-х годов были закрыты, и в начале ХХ столетия лишь некоторые из них смогли возродиться).

Бестужевские курсы в русской культуре - это уникальное явление. За 32 выпуска - (1882 г. до в 1916 г.) Высшие женские курсы окончило 6933 человека. Наибольшее количество получило образование на историко-филологическом факультете (4311 человек), физико-математический факультет окончило 2385 человек и юридический - 237. Основная часть выпускниц стали преподавателями в средней школе, многие стали сотрудницами библиотек и других просветительских учреждений. Бестужевские курсы воспитали немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

Расстановка ударений: ВЫ`СШИЕ ЖЕ`НСКИЕ КУ`РСЫ

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократич. движения 60-х гг. 19 в.

В 1863 в ответ на запрос Мин-ва нар. просвещения большинство ун-тов, за исключением Московского и Дерптского, высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 доступ в ун-ты женщинам не был разрешён.

Многие рус. женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 был открыт приём женщин в ун-т и политехнич. ин-т. Царское пр-во, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде",

Организации В. ж. к. в России предшествовала более чем десятилетняя борьба за создание женских ун-тов, в к-рой приняли участие широкие круги рус. общественности.

Первые В. ж. к. с разрешения пр-ва были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге н Лубянские в Москве), Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского уч-ща, где они помещались За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. проф. Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В, ж. к. имели по 2 ф-та: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени проф. рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый по требованию Мин-ва нар. просвещения был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878 - 82).

Подавив революционно-демократич. движение 70-х гг., царское пр-во в 1881 предрешило закрытие всех В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён, и несколько позже они были закрыты. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 открылись Стебутовские высшие женские с.-х. курсы, в 1906 - Женский политехникум, Историко-литературные и юридич. женские курсы Раева, Юридпч. курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы: Историко-филологич. и юридич. курсы Полторацкой, Высшие женские пед. курсы, Высшие женские мед. курсы, Высшие женские с.-х. курсы. В течение 1905 - 16 В. ж, к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 был введён трёхлетний, а затем и четырёхлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Моск. ун-та, в т. ч. выдающиеся рус. учёные В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин и др. Попытка добиться для оканчивающих курсы права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя курсы да вали знания в объёме историко-филологич. ф-та ун-та, выпускницам не присваивалось никакого звания. Как и другие В. ж. к., курсы Герье в конце 80-х гг. были закрыты. В 1900 они открылись в составе трёх ф-тов: историко-филологического, физико-математического и специально математического; в 1906 был создан мед. ф-т.

Бестужевские курсы были первым женским ун-том в России. В состав курсов входили 3 ф-та: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 открылся 4-й ф-т - юридический. Срок обучения на курсах до 1881 был 3-годичный, а затем 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского ун-та, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер и др. Менее других уч. заведений связанные опекой Мин-ва нар. просвещения курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886 - 89 приём на курсы был прекращён, но они были единственными В. ж. к., к-рые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 пр-во было вынуждено разрешить новый приём слушательниц на курсы, но лишило их автономии, к-рой они пользовались в первые годы; была повышена плата за обучение, слушательницам разрешено проживание только у родных или в общежитии и т. д. После 1905 на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации - св.880 чел. (в т. ч. 348 вольнослушательниц), в 1914 - ок. 7 тыс. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, напр., на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, участница трёх революций Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц В. ж. к. вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в т. ч. действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, чл.-корр. АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева и др.

После Вел. Окт. социалистич. революции, когда женщины получили широкий доступ во все вузы, В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2. СПБ, 1893; Некрасова В., Из прошлого женских курсов, М, 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге Краткая историч. записка 1878 - 1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ. 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10, Боброва Л. А., "Высшие женские курсы проф. Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Моск. историко-архивного ин-та, М., 1961, № 16.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Получив образование в институтах и гимназиях, девушки хотели учиться дальше. Это стремление вполне определенно проявилось еще в начале 1860-х годов, когда в университетских аудиториях появились вольнослушательницы. Но вскоре допуск их к высшему образованию был прекращен. Победили те, кто считал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно. Однако женщины не намерены были сдаваться. Ведь только образование могло дать им верный кусок хлеба, независимость и возможность принимать участие в общественной жизни.

Женщины требовали себе права на высшее образование, общественность и ученые поддерживали их стремление.
Однако министерство не могло решить этого вопроса одним указом о допуске девушек со средним образованием в высшие учебные заведения, ибо программы женских школ были по уровню ниже программ мужских гимназий, готовивших абитуриентов в институты.

Благодаря стараниям и инициативе частных лиц с 90-х годов прошлого века в Петербурге стали открываться частные гимназии, в программы которых включались предметы, преподававшиеся в мужских гимназиях, и куда приглашались достойные учителя.
Особо авторитетными в столице считались гимназия М. А. Лохвицкой-Скалой, смешанная гимназия Радовицкой-Тимофеевой, гимназия кн. Оболенской, а также гимназии М. Н. Хитрово, Э. П. Шаффе, М. С. Михельсон, особенно славилась гимназия М. Н. Стоюнина. Девочек, которые стремились к знанию языков, привлекали всем известные Петришуле и Анненшуле, а также Реформатская школа с прекрасным составом педагогов.

Желающие продолжать образование, уезжали за границу, хотя это было совсем не просто. Иногда, чтобы уехать, приходилось вступать в фиктивный брак, чтобы таким образом получить необходимое на выезд разрешение.
Общественное движение в защиту женского образования подвинуло правительство к тому, чтобы разрешить учреждать в стране высшие учебные заведения для женщин.

1870-е годы ознаменовались открытием Высших женских курсов сначала в Москве, а затем в Казани, Киеве. Петербурге и других городах.

Судьба Бестужевских курсов с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и математическим была сложной. Основанные в 20 сентября (2 октября) 1878 году, они долго юридически не приравнивались к университету, несмотря на то, что их профессора были те же и программы ничем не отличались от университетских.
Из сочувствия к курсисткам некоторые профессора читали лекции безвозмездно, среди них Сеченов, Бекетов, Лесгафт, сам Бестужев-Рюмин, возглавивший курсы. Преподавали также профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, А.Н.Веселовский, Н.И.Кареев, Д.И.Менделеев, Е.В.Тарле и другие. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года.

Бестужев-Рюмин

На курсы принимались лица, не моложе же 21 года, представившие аттестат об окончании учебного заведения в объеме 8-ми классов женской гимназии, справки о политической благонадежности и согласии родителей или опекунов (чтобы это преодолеть, некоторым опять приходилось прибегать к фиктивным браком).
Плата составляла: 50 р. в год для слушательницы и 5 р. за предмет для вольнослушательницы. Это были немалые суммы для того времени. что обусловило учреждение в 1878 году "Общества для доставления средств Санкт-Петербургским женским высшим курсам".

Высшее образование давалось многим слушательницам ценой больших жертв: экономия в жилье и еде, поиск дополнительного заработка. Но это не останавливало, не пугало и то, что после 4-х летнего обучения на курсах они никакими особыми правами не пользовались. Число женщин, желающих получить высшее образование, росло.

Министерство упорствовало, а в ответ на слишком активные выступления курсисток, принимавшие уже политический характер, прием на курсы был прекращен. Но после трехлетнего перерыва приема выяснилось, что стремящиеся к высшему образованию женщины хлынули за границу, в университеты Парижа, Цюриха и других городов. В верхах поднялась тревога: талантливые умы покидали Россию. Более того, возвращаясь на родину, они привозили из Европы вольнолюбивые идеи.

Министерство было вынуждено уступить и признать наконец Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объемом образования, равным университету.Число уезжающих за границу сразу снизилось, а среди слушательниц появились даже иностранки, в 1901 году их было уже двадцать пять.
При открытии курсов на них поступило 468 постояннослушательниц и 346 вольнослушательниц, а к сентябрю 1881 года на них состояло уже 938 постояннослушательниц и 42 вольнослушательницы. К 1912 году число слушательниц достигает почти 6000 человек, из них 39 иностранок.

Плохих отметок у курсисток не бывало. Экзамены были строгие, требования большие. На экзаменах по математике, вспоминает курсистка Т. Клочко, давались две задачи и 2 теоретических вопроса, изложение которых иногда занимало добрых 4 страницы большого формата. Слушательниц, которые шли на экзамен неподготовленными, называли «авоськами». Они не имели авторитета и на курсах долго не задерживались.

Экзаменационная книжка "бестужевки" Р.В.Григорьевой (р.Архангельской),
слушательницы физико-математического факультета курсов

Большое значение в жизни курсисток играли общественные организации: землячества, товарищеская касса взаимопомощи, бюро труда, товарищеская курсовая столовая, читальня, научные общества и кружки, работу которых обеспечивали сами курсистки. Объединял работу этих организаций совет старост, который избирался на общей сходке в начале учебного года. Совет старост был упразднен в 1911 г. по требованию правительства.
Но на курсах был создан (нелегально) Центральный орган (ЦО), который руководил всеми сферами общественной жизни курсов. Работа курсов была бы невозможна без Общества доставления средств Высших женских курсов и его Комитета. Члены Общества были прогрессивные люди России, их трудами создана материальная база курсов. Им же удалось отстоять курсы в тяжелые времена.

Лекции по физике

В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почетным членом Общества до самой своей смерти в 1891 г. Проживая в Швеции, она интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург. В 1890 г. Во время своего последнего приезда она присутствовала на экзамене на физико-математическом отделении и осталась очень довольной подготовкой курсисток.

После Бестужевских курсов для женщин стали открываться двери и в другие заведения.
Уже в 1897 году был открыт первый в России Женский медицинский институт близ Петропавловской больницы.

В 1903 г. — педагогические курсы в Петербурге преобразовались в Женский педагогический институт;

в 1906 г. женщины стали допускаться вольнослушательницами в университеты. В 1905 году - Высшие женские политехнические курсы, программы которых были приравнены к программам технических вузов.

Одних высших курсов в городе насчитывалось в 1913 году одиннадцать, не считая самых престижных -- Бестужевских. «Спутник гимназистки» на 1909-1910 учебные годы дает сведения уже о 127 высших женских учебных заведениях, в которых девушки могли продолжать образование.


Расширились и права окончивших Высшие женские курсы: с 1904 года им разрешили преподавать в старших классах женских гимназий, а с 1906 года -и мужских. И наконец, с переходом с курсовой системы на предметную 30 мая 1910 г. Государственный Совет приравнял свидетельства об окончании ВЖК к выпускным свидетельствам университета.

В 1906 году на Бестужевских курсах открылся юридический факультет. Профессор Михаил Яковлевич Пергамент был бессменным деканом Юридического факультета Высших (Бестужевских) Женских курсов в Петербурге. В течение всех 13 лет своего существования юридический факультет был предметом его повседневной заботы, он привлек к преподаванию лучшие научные силы Петербурга. Его трудами был организован юридический кабинет, заботливо подобранные фонды которого облегчали научную работу слушательниц юридического факультета. Немалая доля его труда была и в создании при курсах государственных испытательных комиссий по всем трем факультетам, приравнявшим дипломы курсов к университетским.

Той же осенью 1906 года ввели должность инспектрис для наблюдения за поведением курсисток во внеучебное время.

Записочка от помощника инспектрисы Курсов Юлии Николаевны Вощининой, адресованная помощнику библиотекаря Лидии Ивановне Вороновой, была написана для того, чтобы две вышеупомянутые госпожи, - а теперь полноправные бестужевки, - могли получить необходимые для учебы книги. Записка написана на
заказной бумаге, видимо, специально предназначавшейся для подобной неофициальной внутренней переписки, с полупрозрачным вензелем в центре: С П В Ж К, т.е. Санкт-Петербургские Высшие женские курсы

Большим успехом было решение Городского управления о строительстве нового специального здания для Бестужевских курсов. Оно было возведено в 1910 году на 10-й линии Васильевского острова. Строительство здания обошлось в 216895 рублей. Из этой суммы общественные пожертвования составили 90000 рублей.


На Высших женских курсах училось много девушек, приехавших в столицу со всех концов Российской империи. Общество для доставления средств всегда старалось помочь им в подыскании недорогого и удобного жилья, даже снимало квартиры. К середине 1890-х гг. появилась возможность построить собственное общежитие на участке, прилегающем к зданию курсов: «Дом… соединен внутренними ходами с домом курсов. В 3-х этажах его находятся 3 зала, 58 комнат для слушательниц и квартира инспектрисы. Все комнаты его светлые и высокие; система отопления и вентиляция принята, по указанию специалистов, усовершенствованного типа; устроена канализация для отвода нечистот; двор асфальтирован; введено электрическое освещение. Стоимость постройки равняется 115 600 руб.».

Общежитие


Общежитие было платным: стоимость проживания в течение одного учебного года (10 месяцев) составляла 300 руб.Рядом с общежитием функционировала и курсовая столовая. Живущие в общежитии получали в ней завтрак из двух блюд (в 12 часов - во время большой перемены) и обед - из трех блюд (после окончания занятий). Меню составлялось вперед на 10 дней и по возможности разнообразилось, приближаясь к режиму семей «среднего достатка». Кроме того, обед в столовой могли получать все желающие слушательницы, в том числе и не живущие в общежитии.

Столовая

Цена за обед устанавливалась очень скромная: в первый год существования столовой обед обходился слушательницам в 30 копеек; в следующем году цена была снижена до 25, а затем и до 16 копеек.
Общество для доставления средств с первых лет существования поставило целью организовать на курсах полноценную фундаментальную библиотеку, способную обеспечить не только учебный процесс, но и научную работу слушательниц.

Библиотека


Особую гордость курсов составляла химическая лаборатория, организованная в здании на 10-й линии Васильевского Острова по проекту и чертежам профессора А. М. Бутлерова (средства на оборудование были пожертвованы О. Н. Рукавишниковой). Помещение лаборатории - 245 кв. м. и 5 м. в высоту - полностью соответствовало своему назначению. На первом этаже была устроена лаборатория количественного анализа на 22 места, кабинет-лаборатория профессора и отдельная комната со шкафами химической аппаратуры. Винтовая лестница соединяла это помещение со вторым этажом, где в большом зале с отличными вытяжными шкафами и в препараторской комнате располагалась лаборатория качественного анализа.

Лаборатория

В 1895 г. было принято решение о постройке на курсах собственной обсерватории, и уже через год, в 1896 г., состоялось ее открытие, а в 1900 г. была построена и новая башня.

Над внутренней лестницей на крыше здания курсов «была возведена круглая кирпичная башня высотою около трех сажен, с железным балконом, предназначенным для наблюдений простым глазом, и небольшою зрительной трубой. Внутренность башни разделена на две части: нижняя представляла собой небольшую комнатку с окном, верхняя была приспособлена для установки инструмента».


Обсерватория


На первое время необходимое оборудование и приборы для наблюдений Бестужевским курсам были пожертвованы Академией Наук, Университетом и Пулковской обсерваторией.

В 1910 г. астрономическая обсерватория Бестужевских курсов получила международное признание: результаты наблюдений стали учитываться центральным астрономическим бюро в Киле.
До конца существования курсов астрономия оставалась одной из самых популярных специальностей физико-математического отделения; здесь работали замечательные ученые: профессора А. А. Иванов и А. А. Белопольский. Многие из их учениц, выпускниц, стали профессиональными астрономами; некоторые из них остались преподавать на курсах (и впоследствии - в университете), другие были приняты сотрудниками в Пулковскую обсерваторию.

Допуск бестужевок к сдаче магистерских экзаменов дал им право читать специальные курсы в университете. Ряды ученых стали пополняться именами бестужевок разных выпусков. Среди них член-корреспондент (историк) О. А. Добиаш-Рождественская; академик (математик) П. Я. Полубаринова-Кочина, кончавшая уже Петроградский университет, с которым курсы слились в 1919 году; профессор (математик) В. И. Шифф; ассистент (химик) на Высших женских политехнических политехнических курсах Н.П. Вревская, преподаватели (историки), сдавшие магистерские экзамены, С.В.Меликова-Толстая и О.К.Недзведская-Самарина.
Из воспоминаний выпускницы Бестужевских курсов Н.А.Никольской
Не было на физико-математическом факультете слушательницы, которая не знала бы Веру Иосифовну Шифф. Вера Иосифовна поступила на Бестужевские курсы в 1878 году и окончила специальное математическое отделение. Ее работа по математике была отмечена Советом профессоров, как особо выдающаяся


После окончания курсов Вера Иосифовна уехала за границу на год, потому что только там можно было женщине получить ученую степень, а по возвращении была приглашена на Высшие женские курсы для руководства практическими занятиями по математике. Первые годы В.И.Шифф руководила только практическими занятиями, а позднее читала и самостоятельные лекции по ряду математических дисциплин. Хорошо известны ее прекрасные задачники по дифференциальному и интегральному исчислениям и по аналитической геометрии.


За сорок лет существования курсы дали высшее образование тысячам женщин, которые потом работали в сельских школах, библиотеках, читальнях и т.д. Среди них были видные деятели революционного движения (Н.К.Крупская, А.И и О.И. Ульяновы, К.Н. Самойлова, Л.А. Фотиева и др.), писательницы, артистки, преподаватели высших учебных заведений, ученые.

В Петербурге организовалось и множество других курсов: общеобразовательных, историко-литературных, педагогических, архитектурных, строительных.

Двери к образованию открылись, но они были платными, а права выпускниц все равно были ограничены. К тому же многим приходилось долгие годы работать в земских школах или больницах, давать частные уроки, чтобы накопить денег на дорогу и первое время самостоятельной жизни.

Одними из первых в 1869 по инициативе российского педагога И. И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве. В 1872 были также основаны Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1878 в Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, во многих российских городах с 1899 были открыты отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию. В 1878 в Петербурге были основаны Высшие женские курсы с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим. Их учредителем и первым директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин , племянник декабриста М. П. Бестужева-Рюмина (курсы получили название от его имени).

За открытие таких курсов и распространение высшего женского образования в России боролись передовые женщины того времени - А. П. Философова , Н. В. Стасова , М. В. Трубникова . Содействовали учреждению курсов также профессора Военно-Медицинской Академии, Академии наук и особенно Санкт-петербургского университета . Руководство педагогической частью на курсах осуществлял Совет, председателем которого в 1882 был назначен профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов .

В 1872 в Москве открылись женские историко-филологические курсы историка В. И. Герье с изучением четырех основных наук: политическая история, литература, история искусства и естествознание. В 1879 в Киеве были открыты курсы с двухгодичным, а с 1881 - трехгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. В 1879 по университетской программе были реорганизованы курсы в Казани. Активное участие курсисток в революционных и студенческих движениях спровоцировало издание правительственного указа 1886 о запрещении приема на все высшие женские курсы, и большинство из них было закрыто.

Но уже в 1896 в Петербурге П. Ф. Лесгафтом были организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы В. И. Герье. В 1905-1910 гг. были восстановлены высшие женские курсы в Киеве, были открыты Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные курсы по программам одного или двух университетских факультетов, например, историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева, юридические Е. И. Песковской в Петербурге, юридические и историко-филологические В.А. Полторацкой в Москве и другие. Открывались курсы институтского типа: в 1904 - Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 - Женские политехнические курсы. В 1915 они были преобразованы соответственно в Сельскохозяйственный и Политехнический женские институты.
Несмотря на высокий уровень образования, права выпускниц были ограничены, им не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» те высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны равными университетским, получили статус вузов. В 1912 на курсах, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, обучалось около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После 1917 высшие женские курсы вошли стали частью единой системы высшего образования.

Среди выпускниц Бестужевских курсов - актрисы Е. И. Тиме и О. Г. Клементьева, которые преподавали в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, популярные детские писательницы Е. М. Прилежаева-Барская и Т. Д. Руссес, О. А. Добиаш-Рождественская - первая в России женщина, получившая докторскую степень по истории, первая русская женщина-астроном С. В. Романская, автор первого в России учебника библиотечного дела Е. В. Балабанова.

20 сентября 1878 года в Петербурге открыты Высшие Бестужевские курсы — первый женский университет страны. Здесь слушали лекции революционерка Надежда Крупская, писательница Ольга Форш, актриса Любовь Блок. Бестужевские курсы стали не только рупором женского образования, но и помогли появлению женщины нового типа — решительной, активной, имеющей одинаковые с мужчинами права.

Страх перед «учёной» женщиной

Невзирая на то, что девятнадцатое столетие славится всевозможными реформами на тему политики, экономики и образования, женщины по-прежнему не допускались к ученической парте, а, обнаруживая явным интерес к науке, вызывали со стороны консервативно настроенного общества недоумение и осуждение. Русский географ и историк Пётр Кропоткин вспоминал, что Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Особенно это было заметно, когда он, встречая девушку в очках и гарибальдийской шапочке, думал, что перед ним стоит настоящая нигилистка, пугался и ожидал, что она вот-вот «выпалит в него из пистолета».

Как бы то ни было, попытки создания специальных курсов были предприняты ещё в 1869 году, когда в Петербурге появились Аларчинские, а в Москве — Лубянские курсы. Годом позже в Петербурге попытались организовать подобие университета, который наравне с мужчинами смогли бы посещать женщины. Лекции получили название Владимирских курсов (по имени Владимирского училища, где они проходили). Для того, чтобы дать верный окрас разрешению, которое дало царское правительство на учреждение такого заведения, нужно отметить, что за деятельностью курсов сразу же установили полицейский надзор.

Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Фото: Commons.wikimedia.org

Первые попытки женщины получить образование

Свой вклад в развитие женского образования внёс военный министр Дмитрий Милютин, благодаря которому в 1872 году в Петербурге открываются курсы образования учёных акушерок при Медико-хирургической академии. Появление академии стало прямым следствием понимания, что без привлечения женщин жёсткая потребность в медработниках никогда не будет полностью удовлетворена.

Одновременно с созданием этого учреждения, набирало силу движение за создание высших женских курсов по университетской модели. Здесь своё активное участие проявили учёные Андрей Бекетов, Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров, Константин Бестужев-Рюмин, а также лидеры женского движения Анна Философова, Надежда Стасова, Ольга Мордвинова, Варвара Тарновская.

«Бесстыжевки» и «бестужевки»

«Курсистка», картина Н. А. Ярошенко (1880). На картине изображена А. К. Дитерихс, в пору написания картины — слушательница Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

Подготовив таким образом почву для создания достойного учреждения, 20 сентября 1878 года в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России — Высших женских курсов. Первым директором курсов стал историк Константин Бестужев-Рюмин, который руководил ими на протяжении четырёх лет. Именно в его честь курсы получили неофициальное название «Бестужевские», а ученицы, посещавшие их, стали «бестужевками». Однако не обошлось и без курьёзов: в народе, девиц, проявляющих склонность к получению образования «обласкали», назвав «бесстыжевками».

Так как идея женского образования так и не получила одобрения со стороны правительства, курсы стали частным учебным заведением, которое было не в праве рассчитывать на государственные дотации. Впрочем, Министерство народного просвещения выделяло ежегодно по 3 тысячи рублей на нужды курсов, которых, разумеется, не хватало. Основное финансирование происходило за счёт созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам», деньги для которого выделялись из оплаты обучения.

Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, чья сестра, общественная деятельница Надежда Стасова, являвшаяся одним из инициаторов и создателей курсов, вспоминал те героические годы, когда активисты по рублю собирали деньги, чтобы позволить курсам стать не одной лишь бесплотной мечтой: «мы начинали действовать, имея на текущем счету немногим более 200 рублей, которые большие и малые, дала вся страна. Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000 рублей».

Нечего и говорить, что члены общества, преподававшие на курсах, не получали жалованья и работали, как сейчас говорят, «за интерес». Невзирая на столь немилосердные условия, на курсах сложилась своя школа долгожителей, которые работали, несмотря на отсутствие финансирования. Так Варвара Павловна Тарновская 25 лет исполняла обязанности казначея курсов, которому вменялся многообразный перечень обязанностей: бухгалтерский учёт и управление финансами Курсов, начинавшееся от сбора взносов со слушательниц до работы с банковскими закладными и процентными бумагами.

К слову, начиная с 200 рублей первоначального капитала и получая 3 тысячи рублей от правительства, курсы впоследствии доказали свою нужность и «окупаемость»: к концу 1903 года материальный актив курсов составлял миллион рублей, и к тому времени удалось построить три дополнительных корпуса, хорошую библиотеку, лаборатории и астрономическую вышку.

Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Терновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская. Фото: Commons.wikimedia.org

Чему учили на Бестужевских курсах

На Бестужевских курсах было открыто три отделения: историко-филологическое, юридическое и физико-математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял четыре года, но многие слушательницы увеличивали время пребывания на курсах для того, чтобы освоить дополнительные дисциплины. Бестужевки посещали лекции по богословию, психологии, истории древней и новой философии, истории педагогики, теории эмпирического познания, истории литературы, русского, французского, немецкого и английского языков. Студентки физико-математического отделения слушали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии и, физической географии. Также в число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение.

Несмотря на то, что обучение было платным (за год вносилась плата в сто рублей), в желающих посещать лекции отбоя не было. Порядок поступления был следующим: девушки, которым сравнялся 21 год, должны были до 1 августа подать заявление, и приложить к нему документы: метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадёжности. Последний документ был актуален для слушательниц, которые поступали не в год окончания школы. В случаях, когда заявления не переставали поступать, а вакантных мест не хватало, устраивали конкурс аттестатов. К слову, чтобы поступить на обучение, вступительные экзамены не сдавали.

Химическая лаборатория Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

Вместе с тем, положение слушательниц зачастую оказывало не самым сладким. Невзирая на пожертвования, поступавшие от меценатов, и, несмотря на то, что к 1885 году курсы обзавелись новым зданием, переехав на десятую линию Васильевского острова, курсистки из небогатых семей жили трудно. Мария Константиновна Цебрикова, русская писательница, литературный критик, и борец за равноправие женщин, посещавшая лекции, вспоминала: «Эти сырые и холодные углы, где набиваются по три, по четыре слушательницы, нередко одна постель на троих, которой пользуются по очереди; этот в трескучий мороз плед поверх пальто, подбитого ветерком; эти обеды грошовых кухмистерских, а зачастую колбаса с чёрствым хлебом и чаем; эти бессонные ночи над оплачиваемой грошами перепиской вместо отдыха…».

Полицейская слежка за курсистками

Также негативный осадок оставляла политика Александр II, проявившая себя в год учреждения Курсов. Император требовал от шефа жандармов Александра Дрентельна собирать сведения о политических настроениях среди женщин. Полицейский оправдал ожидания царя и представил отчёт, из которого следовало, что слушательницы не довольствуются одними лишь знаниями, а «стремятся подражать прискорбным уклонениям от правильного пути, которыми в последнее время отличается учащаяся молодёжь».

Царь отреагировал моментально: бестужевские курсы не давали своим выпускницам никаких, даже самых призрачных, надежд и прав на преподавание. Так, петербургский обер-полицмейстер Пётр Грессер ставил специальную печать на все аттестаты, в которых было написано, что их обладательница — курсистка. Таким образом Александр II контролировал, чтобы бестужевки не допускались к учительству.

Впрочем, отчёт полицейского едва ли можно было считать клеветническим. Уже в первый учебный год за принадлежность к «Народной воле» была арестована группа курсисток. Сестёр Юшиных задерживали по делу о покушении на Александра II, а по подсчётам Департамента полиции, за 1880-1885 годы из 1988 бестужевок 241 из них обратила на себя внимание полиции, что составило 12,07 % слушательниц. Таким образом, в 1886 году решением министра Ивана Делянова приём на курсы был прекращён «до особого рассмотрения вопроса о высшем образовании для женщин.

Слушательницы Бестужевских курсов (слева направо): Надежда Крупская, Ольга Форш и Любовь Блок. Фото: Коллаж АиФ

Жёсткие меры

Тремя годами спустя было опубликовано Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах, из которого следовало, что количество слушательниц должно быть сокращено, а для зачисления требуется письменное разрешение родителей или опекунов. Помимо этого, плату за обучение повысили до 200 рублей в год. Также приём зависел от личного усмотрения директора, а сами курсистки имели право жить только дома или у родственников: наёмные квартиры исключались. Прежних преподавателей уволили, а некоторые дисциплины были исключены из списка предметов. Как ни странно, резкие реформы не только не запугали слушательниц, а, напротив, подтолкнули их к бунту: если до 1886 года ни одна курсистка не привлекалась по политической статье, то в конце 80-х годов это стало вещью обыкновенной.

Отношение к Курсам изменилось, когда Николай II взошёл на престол: в 1903 году царём было утверждено положение Опекунского совета о допущении к преподаванию лиц, с успехом окончивших Высшие женские курсы.

Последние годы

Первая мировая война внесла свои коррективы в благополучие «Бестужевки», относительно наладившееся за последние десять лет. Финансирование стало нестабильным, и здание, где располагались курсы, стали по частям сдавать под общежития. Однако проблема заключалась не только в этом. Бессистемность образовательного процесса и ухудшение дисциплины сделали своё: в 1918 году большевики закрыли Бестужевские Курсы. В здании, где они раньше располагались, открыли Третий петроградский университет, который войдя в 1919 году в состав Петроградского университета, позже превратился в Санкт-Петербургский государственный университет.